Точка зрения

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Вторник марта 19, 2024
пчелы

пчелыВ нескольких номерах журнала "Пчеловодство" опубликованы статьи, посвященные вентиляции пчелиных гнезд зимой, в которых эталон конструкции - дупло. Знакомство с этими материалами вызывает замечания и возражения.

Так, статья А.Нестерова "Способы вентиляции" ("Пчеловодство" № 6, 1997) - панегирик дуплу и его достоинствам. Что же это за достоинства?

1. Конусность. Действительно, бывают конусные дупла и с основанием кверху, и с основанием книзу, а бывают и цилиндрические.

 
 

2. Герметичность. Герметичность означает непроницаемость для жидкостей и газов. А как же тогда в дупло залетает рой, как идет воздухообмен с внешней средой? Может быть, имеется в виду защита гнезда от ветра, дождя, снега и врагов? Но то же самое предоставляет пчелам и улей.

3. Целесообразность крепления сотов. А в улье соты крепятся без всякой цели?

4. Воздухообменник. Речь идет о большом подсотовом пространстве. Но ведь и ульев с увеличенным подрамочным пространством в практике предостаточно. Однако никакой необходимости в воздухообмене в подсотовом пространстве нет, воздухообмен нужен клубу.

5. Безупречно отлаженная вентиляция. Интересно, кто ее налаживал? Залетел в дупло рой, отстроил гнездо, пришла зима, активная вентиляция прекратилась, наступила очередь естественного воздухообмена за счет разницы температур. Но то же самое происходит и в улье. (С этим пунктом все же можно согласиться, но с оговоркой, поскольку воздухообмен в дупле отличается от представлений А.Нестерова.)

6. Дупло - наивысшее достижение в совершенствовании гнезда пчелами. В расселине скалы и в любом другом месте пчелы строят такое же совершенное гнездо, что и в дупле. Выходит, что улей - наинизшее достижение (после бортей и колод), а все развитие пчеловодства - регресс?

Перечисленные положения - довольно слабая аргументация в пользу создания улья, аналогичного дуплу, как за то ратует А.Нестеров.

Из рассмотрения рисунков к статье с разноцветными стрелками, без причины идущими ниоткуда и никуда, и пояснений к ним, видно, что представления А.Нестерова о вентиляции весьма туманны. Взять хотя бы фразу: "...Все ульи можно распределить по основным системам вентиляции в главных моделях гнезд: в ветвях дерева, в скале, в дупле..." Получается, что есть развесистая вентиляция, скальная и дуплистая. А если семья поселилась в бетонной трубе - трубная (бетонная), а на чердаке - чердачная?

Во-первых, нет никаких моделей, тем более главных моделей гнезд. Есть просто пчелиные гнезда, отстроенные в разных местах. Во-вторых, вентиляция - это не система, а воздухообмен (когда она - система, то это сложное техническое сооружение). В-третьих, во всех названных пчелиных гнездах причина воздухообмена одна и та же: летом за счет усилий пчел-вентиляторщиц (активная), зимой за счет разницы температур вне и внутри гнезда (пассивная, или естественная).

Как следствие своеобразного представления А.Нестерова о пчелином гнезде на рис. 3 изображено противоестественное положение клуба, прильнувшего к промерзшим стенкам дупла и имеющего не встречающуюся в природе форму цилиндра.

Прямо противоположна по аргументированности статья Н.В.Решетникова "Миф о сырости в улье" ("Пчеловодство" №6, 1998). Начинается она с причины возникновения вентиляционных потоков. Для клуба, изображенного на рисунке, весь процесс воздухообмена описан досконально. Но эта картина, по-моему, справедлива только для улья, в дупле она выглядит несколько иначе. На рисунке в улье показан заимствованный у дупла непроницаемый потолок, что увеличивает время нахождения в гнезде водяных паров, приводящий к возрастанию влажности. В оттепели, когда разность температур падает, под пленкой висят капли воды. Излишнюю влагу из улья нужно удалять через верх гнезда. (Да и насколько герметичен потолок в дупле?) Вряд ли верно утверждение Н.Решетникова, что стенки дупла не промерзают зимой. Мощности клуба (5-10 Вт) недостаточно для поддержания хотя бы нулевой температуры в сырой древесной массе в 150-200 кг, окружающей гнездо. А сырость в улье вопреки названию статьи далеко не миф. При зимовке на воле даже при оптимальной вентиляции конденсат по углам почти неизбежен.

Как и другие статьи А.Д.Трифонова, обстоятельна и убедительна статья "Энергия ветра в жизни пчел", за исключением оценки улья АВДУ ("Пчеловодство" №4, 1996). Выводы статьи, основаны на расчетах: за счет диффузии газообмен в гнезде неосуществим; ветер играет существенную роль в вентиляции гнезда в дупле.

Даже слишком существенную. Если за счет ветра за зиму сквозь гнездо проходит в 10,8 раз больше кислорода, чем требуется пчелам, то соответственно более чем в 50 раз - воздуха и во столько же раз увеличивается вынос тепла, что ведет к резкому возрастанию расхода корма.

Но если зима безветренная или местность защищена от ветров, а пчелы в дупле остаются живы, значит, есть еще какой-то путь обеспечения семьи кислородом.

Как и А.Нестеров, А.Яшник в статье "Клуб пчел как самоорганизующаяся система" ("Пчеловодство" №6, 1999) причин, вызывающих движение воздуха в гнезде, не называет. Направления же потоков на рис.1, 2, 3 действительности не соответствуют, так как не может теплый воздух опускаться вниз, как бы того ни хотелось автору.

Самый революционный материал представил В.Янцен ("Пчеловодство" №1, 2000, "О мифах"). По его мнению, закон Архимеда в дупле не действует, никакого движения воздуха там нет, а газообмен происходит исключительно за счет диффузии. Чисто диффузионный обмен идет только при равенстве температур смешиваемых газов. С появлением разности температур (в дупле - это разность между температурами воздуха в объеме, который занимает клуб, и всем остальным, находящимся в дупле) возникнет разность в плотностях газов, и в соответствии с законом Архимеда тяжелый холодный газ вытесняет более легкий теплый. Так возникают те восходящие потоки, что изображены на рисунке Н.Решетникова. Диффузионный обмен при этом продолжается, но процент его участия в вентиляции незначителен (см. п.1 выводов статьи А.Трифонова). Взгляды В.Янцена не выдерживают критики.

Есть замечания, характерные для рассматриваемых статей.

1. Не совсем корректно применение оборота "отработанный воздух". Никакой работы он не совершает, это не выхлопные газы двигателя. Для улья больше подходит термин "использованный воздух".

2. Наблюдается тенденция давать названия схемам вентиляции, руководствуясь несущественными, второстепенными признаками. Стоит оперировать названиями, принятыми в технике, которые определяются направлениями основных воздушных потоков, выносящих из вентилируемого объема использованный воздух: снизу-вверх (нижний леток - гнездо - верхний леток или "дышащее" утепление или продушина сверху гнезда); сверху-вверх (верхний леток - гнездо - верхний леток или продушина сверху); снизу-вниз (нижний леток - гнездо - нижний леток или отверстие снизу) - именно эта схема описана в статье Н.Решетникова.
В одну из этих схем укладывается воздухообмен не только улья любой конструкции, но и вообще любого гнезда пчел.

3. У всех авторов воздух, насыщаясь парами воды, опускается вниз. При равных температурах сырой воздух легче сухого.

4. Конвекция - это не газообмен, это перенос теплоты. Она происходит и в однородных газах. Ставить знак равенства между конвекцией и воздухообменом (вентиляцией) нельзя.

Примечательно, что никто из активных пропагандистов необычайных свойств дупла не завел бортевой или хотя бы колодной пасеки. Последнее вполне осуществимо, уход же за семьями не сложнее такового в улье.

Удивительно, что в названных статьях ни один из апологетов дупла не упомянул о действительном его преимуществе перед ульем, а именно о наличии и роли ситовины и тока в живой древесине.

 
 

Не может зимний леток, сокращенный иногда до прохода одной-двух пчел, в течение суток за счет естественной вентиляции одновременно пропустить внутрь 100-120 л воздуха и выпустить 30-40 л водяных паров и чуть меньше углекислого газа. (Это происходит при достаточно протяженном летке по вертикали или горизонтали, что хорошо изложено в статье Н.Решетникова.) Пары метаболической воды не вытекают из летка, как изображено на рисунках, а конденсируются на холодных стенках, впитываются ситовиной и уносятся током живой древесины. Углекислый газ опускается вниз и частично растворяется, частично реагирует с водой, содержащейся во влажной трухе на дне. Вследствие этого и в результате потребления пчелами 20-25 л кислорода в дупле создается разрежение, за счет которого подсасывается наружный свежий воздух. При этом количество поступающего воздуха находится в прямой связи с количеством съеденного корма. А увеличенное подсотовое пространство служит приемником углекислого газа и дает прибавку к общей площади ситовины.

Когда ситовина и труха не справляются с удалением воды и углекислоты (небольшое дупло) или отсутствуют совсем (свежая борть), пчелы не дотягивают и до января из-за накопления сырости и недостатка кислорода. Не спасают ни диффузия, ни воздушные потоки, изображенные на рисунках в рассматриваемых статьях. Поэтому бортники вынуждены оставлять на зиму чуть приоткрытой должею, то есть использовать ульевую схему воздухообмена.

Дупло - это то, что дала пчелам природа. Это неуютное жилище с промерзающими зимой стенками, единственное достоинство которого - механизм воздухообмена, невоспроизводимый в улье.

Дупло и улей - совершенно разные пчелиные жилища, взять у дупла для улья нечего. Причем в дупле в интересах пчелиной семьи отпустить рой и заготовить корм на зиму. В улье в интересах пчеловода не допустить роения, получить товарный мед и т.д. Поэтому нужно заниматься проблемами содержания пчел в ульях, а не предаваться ностальгии по дуплу и мучиться в бесплодных попытках воспроизвести дупло в улье.

В.Г.ЖАРОВ

Московская обл.

 

События

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 159 гостей и нет пользователей

Яндекс.Метрика