Возраст маток при прочих равных условиях существенно влияет на проявление инстинкта роения пчелиных семей. Так, семьи среднерусской породы, отличающейся повышенной склонностью к роению, имевшие маток старше двух лет, роились в 5 раз чаще, чем семьи с однолетними матками, и в 3,4 раза чаще, чем семьи с матками в возрасте до двух лет.
Различия по количеству выращиваемого расплода весной определяют подготовленность семей к главному медосбору и их будущую продуктивность. Мы не установили достоверных различий между группами подопытных пчелиных семей с матками в возрасте до 1 года и 1–2 лет по показателю силы в период медосбора и их продуктивности по воску и меду. Семьи с матками старше двух лет имели в этот период достоверно меньше пчел (на 38%) по сравнению с семьями с молодыми матками. Аналогичные результаты получены по воску и меду (табл. 2).
Между количеством пчел в семьях в период медосбора и их продуктивностью по воску наблюдалась прямая зависимость (r = 0,407±0,129), более сильная корреляция отмечается между силой семей и количеством собранного меда (r = 0,824±0,174).
Выявленные различия по выращиванию расплода семьями с матками различного возраста определяют подготовленность их к зимовке. Семьи с матками старше двух лет имели меньше пчел перед зимовкой на 20,6%, чем семьи с молодыми однолетними.
Из таблицы 3 видно, что в среднем за два года за зиму мы потеряли половину семей со старыми матками (46,7%). Следует заметить, что зимовка 2002/03 г. в Татарии была очень тяжелой. Гибель семей в этой группе составила в среднем около 70%. Именно возраст маток оказался определяющим в благополучии зимовки.
Семьи с однолетними матками пошли в зиму с большим количеством молодых, физиологически полноценных пчел, поэтому они расходовали корма за зимний период на зимовалую улочку пчел меньше (на 43,9%), чем семьи с трехлетними и более старшими матками.
Семьи с матками не старше полных двух лет выращивали весной достоверно больше расплода, чем семьи с матками в возрасте трех полных лет и старше (P>0,999).
За два года эксперимента отход маток в возрасте 1–2 лет составил 13%, 2–3 лет — 40, 3–4 лет — 60%.
Возраст маток оказывает существенное влияние на показатель пестроты расплода. Так, у маток в возрасте до двух лет этот признак проявлялся лишь в 13,3% семей; у маток от 2 до 3 лет — 58,3; у маток в возрасте от 3 до 4 лет — в 83,3% семей, что указывает на степень нарушения функции семенного насосика.
Полученный экспериментальный материал убедительно доказывает, что своевременная замена старых маток на молодых позволяет решить семь крупных проблем практического пчеловодства: 1) повысить качество пчелиных семей (сила семей возрастает в среднем на 33,4%); 2) повысить продуктивность пчелиных семей в среднем на 32%; 3) снизить число роившихся семей в 5 раз; 4) уменьшить отход пчел в семьях во время зимовки в 2,3 раза, а гибель семей в 2,8 раза; 5) снизить гибель маток во время зимовки и их самосмену пчелами в 4,6 раза; 6) достоверно понизить уровень пораженности пчел варроатозом; 7) повысить экономическую эффективность содержания пчел на 30–35% и обеспечить устойчивую рентабельность производства.
В природно-медосборных условиях Татарии при использовании чистопородных среднерусских пчел обязательно следует планово менять маток в семьях после двух полных лет их работы. Это необходимо делать до начала июля и не позднее чем за три-четыре недели до начала интенсивного наращивания пчел в зиму (до 10 августа), чтобы пчеловод заранее мог оценить качество подсаживаемых маток.
Лучший способ смены старых маток на молодых — использование отводков, которые следует формировать за 30–40 дней до главного медосбора.
В.И.ЛЕБЕДЕВ,
Р.Р.САФИУЛЛИН
НИИ пчеловодства
ГУ «Управление пчеловодства Татарстана»