Проблемы улья с давних пор постоянно обсуждаются на многих форумах специалистов и пчеловодов, а также во всех пчеловодных периодических изданиях. Несмотря на устоявшееся давнее утверждение, что «улей мед не носит», можно встретить ульи совершенно неудобные для занятий пчеловодством, а также и такие, работать с которыми одно удовольствие.
Многие «изобретатели» ульев в качестве доказательства «совершенства» своего детища утверждают, что их изобретение ближе всего приближено к дуплу, что в нем пчелы живут, «как в дупле». Но если посмотреть на историю, когда пчелы не «как», а действительно жили в дупле, то навряд ли можно найти два похожих друг на друга дупла.
Скорее всего, можно говорить лишь о большой приспособляемости пчел к разного рода пространствам. Мы же ждем максимальных приносов меду и поэтому к ульям предъявляем повышенные требования.
Какие же требования мы предъявляем к улью?
1) Улей должен обеспечивать пчелам максимальное использование взятка, т.е. при содержании пчел в таком улье можно получить максимальные приносы меду.
2) Улей должен иметь достаточный объем для развития семей, что дает возможность управлять роевым настроением, а также обеспечивает пчелам место для размещения меду и складывания приносимого нектара.
3) Работа с такими ульями должна быть максимально облегчена, чтобы доступ к пчелам был быстрым и удобным.
4) Улей должен быть теплым и защищенным от сквозняков и влаги.
5) Кормление пчел должно быть организовано таким образом, чтобы исключить (или максимально ограничить) контакт пчеловода с пчелами.
6) Конструкция улья должна позволять проводить диагностику и лечение семей от варроатоза и других заболеваний, т.е. улей должен иметь большое и доступное подрамочное пространство, позволяющее размещать в нем диагностические вкладыши, и при необходимости легко и быстро закрываемый леток.
7) В случае кочевки должен обеспечивать хорошую вентиляцию, например, зарешеченное дно.
Этот небольшой и далеко неполный список требований, влияющих на выбор улья. Большинству выдвинутых требований удовлетворяют надставочные (многокорпусные) ульи. Несмотря на это, условие легкого и удобного обращения с надставочными ульями не может удовлетворять всех пчеловодов. Ведь среди нас есть и такие пчеловоды, которые не могут управляться с целыми надставками стандартных размеров. Речь в этом случае может идти лишь о полунадставках. На пасеках и кочевых точках эта проблема может быть решена применением различных подъемных механизмов и приспособлений. Но если нет таких приспособлений, пчеловоду приходится выбирать такой улей (пусть и не самый оптимальный), с которым ему легче работать.
Пчеловоды утверждают, что хотя проблема улья в общем-то уже была решена 190 лет назад,– если считать за основу 1814 г., когда П.И. Прокопович создал свой улей,– но окончательного своего решения она будет ждать еще лет 100. Но навряд ли это случится и через 100 лет. При взгляде на простой ящик, называемый ульем, такие утверждения кажутся слишком пессимистичными. Приведу только пару примеров. До сих пор еще идут споры, какой размер рамок более всего подходит для пчел. Одни упирают на то, что рамка должна быть, чем больше, тем лучше (Лупанов, Куликов), другие же стремятся уменьшить рамку (Фаррар, Р. Делон и его последователи). Среди наших и зарубежных пчеловодов раздаются призывы «лишить гражданства» не только улей Ш. Дадана, но и улей Л. Лангстрота.
Нет улья, кроме улья! Видимо, идеальных ульев не существует, да просто и быть их не может. Каждая конструкция улья является своего рода компромиссом между потребностями пчел и потребностью пчеловода. Начинающему пчеловоду, стоящему перед выбором, какой улей лучше приобрести, следует, кроме вышеперечисленных, принять во внимание еще несколько факторов. Например:
• Каковы цели и планы его занятия пчеловодством. Одно дело заводить пасеку в несколько сотен семей, «с которой можно жить» и совсем другое – ограничиться десятком семей «для души и для родни».
• Предполагаются ли кочевки, или пасека будет стационарной.
• Богата ли местность вокруг пасеки медоносами или «так себе».
• Также нужно взвесит и другие факторы, например, финансовые и физические возможности. При этом нужно заметить, что низкая стоимость ульев не всегда бывает лучшим решением.
Всемирно известный пчеловод, брат Адам, в своих публикациях положительно оценивает влияние конструкции улья на медосбор. В 1930 г. в монастыре Buckfast он начинал держать пчел в «даданах», а сейчас пасека там насчитывает около 700 семей в «лангстротах».
За 40 лет своего занятия пчеловодством я перепробовал много типов ульев. В свое время были приобретены два кочевых прицепа со всем разнокалиберным содержимым, третий павильон я сделал сам и оснастил его ульями Brenner’а. О той смеси ульев, которыми я пользовался сначала, я, действительно, мог сказать, что улей «меду не носит». Но позже, сравнивая результаты, я убедился, что и «улей носит мед», так как от улья зависит и медосбор, и себестоимость пчелопродукции, и эффективность занятия пчеловодством, и рентабельность, и даже удовлетворение от работы.
Jaroslav Hrabak,
Milan Hloušek
Včelařstvi №№ 2 и 3/11
Подготовил В. Ефимов