При исследовании микрофлоры ульев многочисленные наблюдения показывают практически полную стерильность гнезд медоносных пчел, несмотря на то что температура, влажность, освещенность, поддерживаемые в улье, оптимальны для размножения микроорганизмов.
Еще в 1906 г. американский бактериолог К.Уайт (цит. по: С.А.Поправко, 1982) выявил существование системы антибиотической защиты в улье, однако доказать наличие в нем каких-то антимикробных веществ не смог.
В 1947 г. в Казанском ветеринарном институте В.П.Кивалкина (1948) доказала антимикробное действие прополиса. В дальнейшем работы с микробными культурами выявили его бактерицидные и бактериостатические свойства по отношению как к грамположительным, так и к грамотрицательным микроорганизмам (С.А.Поправко, 1982; Т.В.Вахонина, 1992).
Прополис — основное бактерицидное средство, способствующее сохранению постоянного здорового микроклимата в улье. Примеси прополиса присутствуют во всех продуктах улья, покрывают соты; это вещество защищает пчел от болезней и способствует сохранению продуктов их жизнедеятельности.
Однако исследователями получены данные, свидетельствующие о наличии микроорганизмов в ульях, хотя и в незначительных количествах (Г.П.Чекрыга, 2007). В последнее время установлено, что микрофлора пчел включает, как минимум, 11 родов энтеробактерий (Я.Э.Ляпунов и др., 2008; Н.И.Евтеева и др., 2009). Часть представителей этого семейства (Enterobacteriaceae) входят в состав факультативной микрофлоры пчел. Таким образом, можно предположить, что прополис неэффективен против представителей данного семейства. Этому есть и прямые доказательства.
Недавно итальянские ученые при исследовании антибактериальной и противогрибковой активности прополиса установили, что в зависимости от концентрации он обладает бактериостатической и бактерицидной активностью против почти 300 изолятов бактерий, кроме энтеробактерий. Возможно, прополис будет неэффективен и в отношении энтеробактерий пчел. Так ли это?
Цель нашей работы — изучить антимикробную активность различных образцов прополиса в отношении энтеробактерий, изолированных от пчел. Для исследования бактерицидных свойств проведен анализ образцов прополиса, собранных на трех пасеках Нижегородской области (в Богородском, Кстовском и Борском районах).
Пасека №1 — смешанный широколиственный лес (образец №1); пасека №2 — преимущественно остепненная местность, тополь (образец № 2); пасека №3 — сосновый бор с примесью мелколиственного леса: березы, осины (образец № 3).
Водный раствор прополиса готовили по схеме, разработанной Е.А.Вахониной (2005). Прополис охлаждали при –6°С в течение 3 ч, измельчали при комнатной температуре, затем экстрагировали водой (1:10) в закрытой емкости на водяной бане 60 мин при периодическом помешивании, раствор отстаивали, удаляли воск и фильтровали.
Получив таким образом исходный раствор прополиса, устанавливали его антимикробную активность методом разведений в питательном бульоне. Контролем служил питательный бульон того же состава без добавления раствора прополиса.
В каждое разведение добавляли суспензию клеток микроорганизмов и инкубировали при температуре 37°С. Учет результатов проводили через 24 ч. Для исследования выбрали выделенные от пчел бактерии семейства Enterobacteriaceae, Hafnia alvei, Serratia marcescens, Citrobacter freundii, Klebsiella pneumonia и Escherichia coli.
Исследование показало, что все три образца прополиса проявляют антимикробную активность в отношении представителей семейства Enterobacteriaceae (табл.). Минимальные ингибирующие концентрации водного раствора прополиса варьировали от 2,5 до 4%.
При этом наибольшую эффективность в отношении энтеробактерий пчел показал прополис с пасеки №2, что, по-видимому, связано с его химическим составом. В составе образца №2 преобладали смолянистые вещества почек тополя.
Известно, что экстракты почек тополей (черного, бальзамического, дельтовидного), произрастающих в средней полосе России, содержат в своем составе флавононы — пиностробин и пиноцембрин, благодаря которым они обладают бактерицидным действием.
В вегетативной части различных видов тополей содержится от 0,32 до 5,47% пиностробина и от 0,64 до 1,35% пиноцембрина, а также хризин, тектохризин, галангин, пиноцембрин и другие. При этом содержание флавоноидов, ароматических кислот и их эфиров в разных образцах прополиса колеблется от 38 до 60% (Хлгатян и др., 2008).
Следовательно, прополис обладает рост-ингибирующей активностью в отношении энтеробактерий, выделенных от пчел. С другой стороны, энтеробактерии пчел в определенном сочетании и равновесии являются обязательной микробиотой их организмов.
Однако при нарушении физиологического равновесия в семьях и исчезновении естественных антагонистов возбудителей инфекционного процесса они способны индуцировать развитие заболеваний. Именно прополис обеспечивает это равновесие — им пчелы регулируют численность и состав энтеробактерий, а механизм этой регуляции — различие компонентов прополиса.
Н.И.ЕВТЕЕВА, У.Е.ЧЕЧЕТКИНА,
А.И.РЕЧКИН, В.Н.КРЫЛОВ
Нижегородский госуниверситет
им. Н.И.Лобачевского
Ключевые слова:
прополис, энтеробактерии.
Аннотация:
приведены данные о действии водных растворов образцов прополиса на энтеробактерии пчел.
Summary:
the data on the effects of aqueous solutions of samples of propolis on enterobacteria bees.
Keywords:
propolis, enterobacteria.
Литература:
1. Вахонина Т.В. Пчелиная аптека. — СПб: Лениздат, 1992. — С. 190.
2. Кивалкина В.П. Бактерицидные свойства прополиса // Пчеловодство. — 1948. — № 10. — С. 50–51.
3. Ляпунов Я.Э., Кузяев Р.З., Хисматуллин Р.Г., Безгодова О.А. Энтеробактерии кишечника зимующих пчел Apis mellifera L. // Микробиология. — 2008. — Т. 77. — №3. — С. 421–428.
4. Поправко С.А. Защитные вещества медоносных пчел. М.: Колос, 1982. — С. 159.
5. Хлгатян С.В., Бержец В.М., Хлгатян Е.В. Прополис: состав, биологические свойства и аллергенная активность // Успехи современной биологии. — 2008. — Т. 128. — № 1. — С. 77–88.
6. Чекрыга Г.П. Микробиота продуктов пчел // Пчеловодство. — 2007. — №6. — С. 54–55.