В последние годы появилось множество новых препаратов для лечения пчел. Однако в ряде случаев они оказываются малодейственными. Некоторые пчеловоды применяют сразу несколько препаратов при одних и тех же заболеваниях и считают такой прием эффективным. Однако не всегда лекарство может приостановить распространение того или иного инфекционного заболевания. В последние годы сложилось мнение, что их число неуклонно растет, а поэтому заниматься пчеловодством в некоторых районах становится совершенно невыгодным. И хотя в ближайшие годы, несомненно, появятся еще более эффективные препараты, ситуация на многих пасеках вряд ли улучшится.
В основе столь печального прогноза лежат хорошо известные факты быстрого появления устойчивых форм возбудителей инфекционных болезней в результате широкого и бесконтрольного применения различных антибиотиков и фунгицидов, что в конечном итоге делает борьбу с заболеванием практически невозможной. Конечно, не все так безнадежно, и в этом случае можно вылечить пчел, но только при использовании очень редких и дорогих препаратов, цена на которые превысит стоимость самих семей вместе с ульями.
Каков же выход из складывающейся ситуации? Как ни странно, он довольно прост и давно известен. Первое - жесткий, постоянный отбор лучших семей и получение потомства только от них. На этом принципе естественного и искусственного отбора основано все многообразие и великолепие высокопродуктивных форм растений и животных.
В этой связи нельзя не отметить весьма запутанную или скорее запущенную ситуацию в племенном пчеловодстве, сложившуюся в нашей стране. Сейчас помеси заполнили многие пасеки, со временем, при грамотном ведении дела, то есть на основе постоянного жесткого отбора, можно вернуть на них высокопродуктивные и жизнестойкие формы.
Второе - это культура производства, передаваемая из поколения в поколение в процессе обучения опытными и внимательными наставниками, потомственными пчеловодами. Культура, принципы и приемы которой порой настолько самоочевидны и естественны для посвященных, что о них не упоминается даже в самых подробных руководствах по разведению пчел. Речь идет, конечно, прежде всего о санитарии и гигиене. Эти разделы научного знания мало популярны как среди специалистов, так и среди непрофессионалов. Однако именно они посвящены исследованию влияния внешних факторов среды на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни живых существ, особенно в условиях скученности. С их помощью разрабатывают мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья и высокой продуктивности животных, в том числе и пчел.
Не менее важен общеизвестный фактор успешного пчеловождения - сбалансированное и достаточное обеспечение пчел кормами. Естественное желание пчеловодов получить как можно больше товарного меда вынуждает их чаще и шире использовать для кормления пчел сахарный сироп, различные эрзацы натуральных кормов. Как правило, во многих случаях это вполне допустимо и порой является наилучшим выходом, но все что не в меру, чревато опасными последствиями.
Необходимо знать и всегда помнить, что за миллионы лет коэволюции пчелы и растения настолько притерлись друг к другу и стали взаимозависимыми, что их отдельное существование фактически невозможно. Обнаружены их взаимоотношения и на молекулярном и гормональном уровнях. Ряд насекомых, такие, как галлицы, слюнявки, листовертки, настолько меняют метаболизм различных тканей растений, что те вынуждены взращивать для них надежные укрытия и колыбели для потомства. Еще более интересный пример взаимодействия на молекулярно-генетическом уровне это то, что многие растения в целях защиты от насекомых научились синтезировать очень специфические и очень важные для развития насекомых вещества - гормоны метаморфоза. Это так называемые фитогормоны, являющиеся аналогами или даже точными копиями экдизонов и ювенильных гормонов насекомых. Листогрызущие насекомые, против которых и было направлено это биологическое оружие растений, довольно быстро научились с ним бороться при помощи ферментов, инактивирующих или разрушающих излишки этих соединений. Растения "изобретали" и другие способы не быть съеденными прожорливыми фитофагами. Эта борьба с переменным успехом то на одном, то на другом фронте продолжается по настоящее время. Пчелы, являясь партнерами и союзниками растений, наоборот, научились использовать уникальные новоприобретения растений, частично утратив во взрослом состоянии способность самостоятельно синтезировать эти столь необходимые им вещества. Они стали получать их в готовом виде вместе с нектаром от целого ряда травянистых и древесных растений. Поэтому в тех случаях, когда у них нет полноценного и привычного питания, а только различные суррогаты или монофлерный мед, в котором могут отсутствовать в достаточном количестве необходимые вещества, происходит резкое ослабление организма насекомых. Они становятся вялыми, слабыми и подвержены различным заболеваниям. Аналогичное состояние у пчел возникает и при поражении их клещом варроа, который, высасывая из пчел гемолимфу, резко снижает в ней и уровень экдистерона, необходимого для нормальной жизнедеятельности и работоспособности.
Многие пчеловоды научились помогать пчелам в таких случаях, добавляя в подкормку отвары тех или иных трав или ранее применявшиеся препараты КАС-1 и биоспон. В настоящее время лучше всего для этих целей использовать препарат ВЭСП, содержащий экдистерон, полученный из левзеи (маралий корень) и витамина В12 из бактерий. Препарат полностью восполняет дефицит экдистерона и витамина В12 в гемолимфе пчелы, восстанавливает активность и работоспособность ослабленных семей и их естественную устойчивость к заболеваниям. Такая семья всегда будет с медом и не заболеет даже при очень неблагоприятных условиях, возникающих на пасеке. В этом уже убедились тысячи пчеловодов России, которые ценят и уважают уникальный отечественный препарат ВЭСП и имеют всегда здоровые и высокопродуктивные пасеки. Разработан препарат в Институте общей генетики Российской академии наук и ему скоро исполнится десять лет. В настоящее время его начали применять пчеловоды Голландии, Словакии, Китая и даже Южной Африки.
А.КУЛИНИЧ