Современное развитие науки и повышение требований промышленного производства приводят к возрастающей роли методов моделирования в различных отраслях человеческой деятельности. В области пчеловодства известно всего несколько попыток применения моделей для оценки медосбора.
Одна из пионерских работ принадлежит В.Ф.Армееву с соавторами (ж-л «Пчеловодство» №7, 1987), в которой пропагандируется преимущество моделей перед натурным опытом. Стандартная методика определения медосбора общеизвестна (Пономарева и др., 1986; Харченко и др., 2003). Работу выполняют так: определяют медовый запас местности и умножают его на коэффициент использования нектара пчелами, лежащий в довольно широком диапазоне — 30–50%.
Рациональное планирование нектарной и зерновой продуктивности, то есть выбор оптимального числа семей, необходимого для наилучшего медосбора и опыления, осуществляют с помощью простейших математических действий. Однако для точного и согласованного расчета необходимо учитывать конкретные условия фуражировки: плотность числа цветков у растений и конкуренцию фуражиров, расстояние до культур, силу семей в конкретный период сезона, их летную активность, погодные условия и т.д.
В лаборатории биофизики Уральского государственного университета разработана комплексная модель нектаропродуктивной агроэкосистемы, призванная помочь в решении указанных задач (ж-л «Пчеловодство» №5, 2007). В ней учитываются все перечисленные и некоторые другие факторы (включая «интеллектуальное» поведение семей), находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Модель содержит систему из около 40 уравнений (в том числе интегро-дифференциальных) и достаточно надежно верифицирована по научным данным, опубликованным в литературе. Разработанная компьютерная модель позволяет рассчитывать (рис. 1): UF — коэффициент использования массивов нектароносных растений (то есть долю собранного пчелами нектара); H — чистый нектарный доход с учетом потребления меда семьями на собственные нужды; VR — среднюю кратность числа посещений цветков (опылительный эффект).
Модель показывает, что коэффициент использования UF и кратность посещений цветков VR возрастают нелинейно с числом семей, достигая характерного насыщения. Согласно приведенным графикам (см. рис. 1) можно оценить, что предельная доля используемого пчелами нектара, например для гречихи, равна чуть более 30%.
Учитывая, что сбор его с этой культуры довольно сложен для пчел, приведенное значение хорошо соответствует нижней границе эмпирического диапазона 30–50%. По графикам, подобным рис. 1, можно определить оптимальное число семей, которое необходимо содержать для медосбора и опыления.
Видно, что для максимального медосбора с гречихи целесообразно содержать около 0,5–1 семьи на 1 га. При увеличении указанного числа ожидаемый доход не возрастает, так как идет снижение развития и летной деятельности семей. Для повышения зерновой продуктивности гречихи оптимально содержать около 2–3 семей на 1 га, что обеспечивает эффективную кратность (1–2) посещений/цветок (Бурмистров и др., 2005).
По эмпирическим данным для эффективного опыления гречихи необходимо содержать около 2 семей на 1 га (Таранов, 1961; Пономарева и др., 1986; Бурмистров и др., 2005), что подтверждает результаты моделирования. Однако моделирование позволяет сделать и другой практически важный вывод: для оптимального медосбора и опыления необходимо содержать разное число семей. Для опыления, как правило, их требуется больше. Это согласуется с общими биологическими представлениями, что цели растений (опыление) и насекомых-опылителей (сбор корма) не совпадают (Фегри и др., 1982).
Модель позволяет также оценивать продуктивность семей в зависимости от удаленности нектароносных культур (рис. 2). Так, на расстоянии 3–5 км до массива нектароносных растений продуктивность семей падает вдвое. Предсказания модели можно использовать при принятии решений о целесообразности перевозки пчел с учетом ее стоимости и выигрыша от получения дополнительной товарной продукции. Кроме этого, модель обладает рядом других практически важных возможностей.
Несомненно, разработанный комплекс нуждается в дальнейшем развитии. Однако цель работы — продемонстрировать широкие возможности современных теоретических методов прогнозирования и планирования, показать полезность и перспективу их внедрения в практику пчеловодства.
А.В.КУДРЯКОВ
Лаборатория биофизики
Уральского госуниверситета

В пенопластовых ульях
авг 3, 2018
Роль летка при теплообмене пчел с внешне…
сен 17, 2021
Вредители на пасеке
авг 13, 2022
Особенности летной деятельности пчел в з…
мая 16, 2014
Новая медогонка
янв 27, 2022
Когда облетываться пчелам?…
апр 22, 2023
Отбор на зимостойкость…
июнь 24, 2015
Научно обоснованный регламент содержания…
июнь 27, 2015
Как вылечить простуду?…
янв 12, 2016
Трава-амфибия
фев 5, 2015
Взгляд простого пчеловода на проблему ма…
фев 28, 2023
Особенности ловли бродячих роев…
янв 18, 2023
Верхнее утепление и термогенез семьи…
нояб 1, 2022
Целебный воздух улья
мая 7, 2017
Весенняя помощь семьям …
март 21, 2015