Любое государство сильно тогда, когда торгует своими товарами с другими странами. Поэтому куда только не заносила судьба русских купцов с их товарами!
В древние времена торговые пути нередко приходилось пробивать мечами. Такими были поход Новгородского князя Бравлина в конце VIII в., когда русы завоевали Судак в Крыму, и поход на Царьград в 860 г., не говоря о многочисленных схватках с кочевниками. Для беспрепятственного ввоза и вывоза товаров нельзя было обойтись без дипломатии, и в княжеских посольствах представители купечества составляли значительную часть. Например, в посольстве князя Игоря в Царьград было 30 купцов (60% делегации), а в посольстве Ольги — 44.
По многовековой традиции, бортники и воскобойники сами на далекие рынки не ездили, а продавали свой товар местным купцам. Так, в уставе князя Ярослава Мудрого сообщается о «вощниках». Они покупали воск у бортников и через посадников направляли на княжеский двор, где товар накапливался, а потом шел на рынок.
Древнерусским купцам были хорошо знакомы знаменитые медовые рынки того времени, находившиеся в Германии, Испании, Сирии и Палестине. Важнейшим центром торговли Руси с Германий в XI в. был город Регенсбург. Здесь образовалась особая корпорация купцов, торгующих с Русью, — так называемых «русариев». Обычно они ехали в Киев за русскими, восточными и византийскими товарами и везли их продавать дальше. О торговле Руси с немецкими землями упоминается в Раффельштеттенском таможенном уставе (903 г.), устанавливавшем пошлины для русских купцов.
Развивалась и торговля с Чехией. Еще князь Святослав, мотивируя свое стремление закрепиться на Дунае, говорил о торговле с этой страной. Тогда Русь получала «из Чехъ и из Угоръ серебро и кони», а также стекло и олово в обмен на меха, воск, мед, челядь.
Итак, для внешней торговли требовалось большое количество товаров, и они были, поскольку этому в Древней Руси придавали общегосударственное значение. С конца VIII в. товары в основном собирали через полюдье — объезд князем и дружиной подвластных земель для получения дани. Походы совершали ежегодно с ноября по апрель. Такими затяжными они были потому, что экспедициям предстояло пройти путь не менее 1,5 тыс. км при скорости движения не более 7–8 км в сутки — это позволяло удаляться в стороны от основного маршрута. В результате полоса сбора дани расширялась до 20–30 км. Из отдаленных земель дань свозили к пути следования дружины. Очевидно, так поступали и бортники.
Проведение таких походов в зимнее время требовало хорошей организации. По всему маршруту создавали становища с теплыми избами, конюшнями, амбарами, сеновалами, кузницами и т.д. Здесь люди отдыхали и сортировали товары, которые затем либо отправляли по рекам в Киев, либо, после того как вода замерзала, хранили до весны.
Однако торговля — это не только новые страны для продажи товаров, но и обогащение знаниями. Купцы были людьми грамотными и к тому же любознательными, им до всего было дело, а если еще и торговали медом и воском, то старались собирать сведения о пчелах, получении и использовании продуктов пчеловодства. Очевидно, от купцов наши предки узнали о том, что народы Закавказья содержали пчел в плетеных ульях—сапетках. Благодаря торговым людям рецепт приготовления популярного древнерусского медового хмельного напитка широко распространился в других странах. Вообще в начале прошлого тысячелетия люди смогли накопить гораздо больше знаний о пчелах, чем принято думать.
В книге «Рождество Барсега Великого» (329–378 гг.) автор из Армении приводит сведения по биологии пчелиной семьи, поясняет пчеловодные термины. В другой армянской книге «Гирк вастаказ» (VI–VII вв.) детально описан состав пчелиной семьи и указано, что матки в полтора раза больше рабочих пчел, а черные матки хуже по качеству и злобивее рыжих. Далее в книге рассказывается об устройстве пасеки и о том, как сделать ульи из досок, даны сведения по содержанию пчел и о способах их лечения с указанием доз лекарственных препаратов, организации зимовки, описаны медоносы. Безусловно, эти знания появились не на пустом месте, армянские пчеловоды многое переняли от своих предшественников из древнего государства Урарту.
Л.ЗЕВАХИН