Практически до конца ХVIII в. в России ведение сельского хозяйства основывалось исключительно на личном опыте крестьян, о чем не без горечи писал президент Вольного экономического общества Н.С.Мордвинов: «Признано за непреложную истину, что начало богатства, а с оным и благосостояние народа, возникает от плодов землею произрастаемых. Но изобилие и качество плодов зависит от степени просвещения в науке сельского хозяйства, сия же наука полезнейшая в составе других мало известна в России, ибо ни в одном из учебных заведений не преподается... Крестьяне сеют, жнут как пахали, сеяли, жали сто лет назад». В полной мере это касалось и пчеловодства. Нельзя, однако, утверждать, что в нашей стране совсем ничего не делалось по части науки и народного просвещения.
В апреле 1797 г. в деревне Тярлево под Петербургом по указу императора Павла I была открыта первая в России государственная земледельческая школа «для приведения сельского домоводства в успешнейший порядок и надлежащее устройство, а также для скорейшего постижения нужных сведений и лучших приемов ведения хозяйства в деревне». Судя по тому, что в числе первых двадцати воспитанников Тярлевской школы были и восемь выпускников Московского университета, император рассчитывал превратить ее в высшую сельскохозяйственную школу.
В начале ХIХ столетия уже было создано несколько земледельческих школ. В 1804 г. открыли школы виноделия в Крыму, Кизляре, Аккермане, а в 1817 г. — училище садоводства в Екатеринославле. В 1820–1822 гг. появились земледельческие школы в Пензе и Москве, в 1859 г. было основано Главное училище садоводства в Одессе. К концу 1870-х годов в России насчитывалось 14 подобных заведений, через десять лет — 43, а спустя еще десять — 133. К концу XIX в. число учащихся в них достигало 6 тыс. человек.
Успешно действовали и частные земледельческие и садоводческие школы в разных губерниях России. Во многих из них преподавали пчеловодство. Из специальных пчеловодных школ нельзя не упомянуть школы П.И.Прокоповича на Черниговщине и при Измайловской пасеке в Подмосковье, о деятельности которых неоднократно рассказывалось в журнале «Пчеловодство».
В 1880 г. близ села Бурашево, что неподалеку от Твери, по инициативе замечательного русского ученого-химика А.М.Бутлерова открылась еще одна пчеловодная школа. По решению Министерства государственных имуществ выпускники этого среднего специального учебного заведения получали профессию «обученного пасечника», а после 1888 г. — еще и квалификацию садовода и огородника. Занятия были рассчитаны на три года. Первоначально в Бурашевской школе обучалось 10 воспитанников, в 1882 г. их уже стало 17, а в 1888 г. — 23. Первым попечителем школы был А.Б.Вракский, потом его сменил А.С.Юрлов. «Обученные пасечники» работали на пасеках в казенных имениях и военных поселениях, ежемесячно получая по 250–300 руб. — немалые для тех лет деньги. Своеобразной школой стала пасека в имении самого А.М.Бутлерова (см. ж-л «Пчеловодство» №6, 2002).
Приобщению народа к замечательному научному и практическому опыту в немалой мере способствовали и так называемые школы народных учителей. Среди них особой популярностью пользовались школы по пчеловодству, садоводству, огородничеству. Каждый уважающий себя специалист (врач, агроном, лесовод, учитель, чиновник и т.д.) считал для себя за честь получить знания в них и затем обучать миллионы крестьян и рабочих.
Основные условия прогресса любого дела заключаются в общении специалистов друг с другом. Доступной формой такого общения в России с 1840-х годов стали различные профессиональные съезды. Первый проект положения о съезде был утвержден в 1869 г. В нем отмечалось, что «съезд есть временное, периодически повторяющееся общение лиц, теоретически или практически занимающихся сельским хозяйством в обширном смысле этого слова с целью содействия всестороннему развитию сельского хозяйства». В положении предусматривалось, что на них кроме общих прений по различным вопросам желательно читать популярные лекции; устраивать выставки различных производств; испытывать орудия и машины; посещать передовые хозяйства и учебные заведения, проверять статистические данные, представляемые участниками; производить пробные работы и посевы, чтобы к следующему съезду убедиться в их результатах; общаться с торговцами и покупателями.
Средства для их проведения изыскивали из земских ассигнований, за счет подписных листов членов обществ, пожертвований частных лиц, сборов участников; определяли и уровни: всероссийские и местные (губернские и уездные). С 1860-х годов сельскохозяйственные съезды стали проводить повсеместно. Приезжали на них и пчеловоды, чтобы получить консультации по рациональному ведению пасек. Все это способствовало народному образованию и развитию культуры.
Вместе с тем известно, что слово далеко не всегда влечет за собой реальное дело и лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Именно с этой целью начали проводить многочисленные выставки. По пчеловодству выставки были и стационарные, и передвижные.
За последние 40 лет ХIХ столетия в России было проведено 588 сельскохозяйственных выставок. В начале ХХ в. ежегодно проводили уже по 250 выставок, почти на каждой из них демонстрировались образцовые пасеки. Победителей награждали похвальными листами, бронзовыми, малыми серебряными и большими серебряными, а также золотыми медалями.
В помощь людям, искренне желавшим приобщиться к знаниям, в России выпускали специальную литературу. Особый интерес в этом проявило Вольное экономическое общество, приступившее к изданию серии «Сельская библиотека». Во второй половине ХIХ в. в ней уже насчитывалось 160 книг. Помогло общество наладить и выпуск специальной литературы по пчеловодству.
Пчеловодство требует профессионализма, умноженного на терпение и трудолюбие, основы его постигают кропотливой учебой и приобретением опыта. Думается, необходимо возродить накопленный в течение многих десятилетий опыт обстоятельного обучения пчеловодов, и тогда этим интереснейшим делом смогут заняться миллионы владельцев садово-огородных участков, а мед для простых россиян станет вполне доступным продуктом.
Р.В.БОБРОВ
Москва