История

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Вторник января 21, 2025

Подписка на журнал ПЧЕЛОВОДСТВО → shop-beejournal.ru

монастырь

монастырьНельзя не оценить роль монастырских пасек в развитии отечественного пчеловодства. Возраст многих из них насчитывает не одну сотню лет, и монастырское пчеловодство прошло путь от бортевого до рамочного.

В конце X в., когда христианство стало государственной религией Древней Руси, власти выделили монастырям и церквям субсидии и земельные участки. С XI в. они стали получать от князей, бояр и других знатных лиц города, села, деревни, земли, борти, с которых собирали медовые дани. Их величина была различной: «…две колоды меду, девять мер меду, четыре ведра меду, ручка меду» и т.д.

Так, один из самых древних монастырей, Печерский (с 1598 г. Киево-Печерская лавра), вскоре после своего основания в 1051 г. имел собственные волости, подаренные князем Ярополком Изяславовичем и его дочерью. Иногда монастырь не стеснялся увеличивать свои владения насильственным подчинением земель сельских общин и даже других монастырей, как это случилось в 1128 г., когда силой был захвачен Дмитриевский монастырь в Киеве.

Во времена татаро-монгольского ига и литовского владычества монастырские владения продолжали расти. По грамотам, выданным князем Витовтом и его преемниками, монастырь получал право распоряжаться земельными угодьями, лугами, лесами, перевозами, собирать подати с подвластного населения и даже судить селян.

Сначала на монастырские нужды мед и воск собирали в виде податей, о чем упоминается в грамоте Андрея Боголюбского за 1159 г. Тогда для Печерского монастыря «мед собирался с пасек Киевской земли». Затем монахи на монастырских бортных угодьях в Киевском, Козелецком, Нежинском, Новгород-Северском, Остерском, Черниговском, Смелянском и других уездах и даже под Суздалем начали организовывать колодные пасеки. К концу XVIII в. в многочисленных монастырских вотчинах насчитывалось сотни тысяч десятин пахотной земли, десятки тысяч десятин лугов, сотни десятин лесов, водоемов и др. Пчел можно было разводить повсеместно, но больше всего их было под Черкассами — в этом удивительно благодатном для крылатых тружениц крае.

О том, что монастырские пасеки находились повсеместно, подтверждают и приказы гетмана Богдана Хмельницкого. В 1651 г. он пишет своим атаманам, чтобы они «не творили шкоды в Бузукове — хуторе Печерского монастыря… Впредь, если кто отважится нарушать порядок, карать их строго и сурово, так как церковное добро красть грешно, раньше ходили за моря да трофеи отдавали на церкву, а теперь отбираете. Горлом караны будете за такое своеволие». Так власти защищали монастырские владения.

Конфликты возникали неслучайно. В то время вокруг земель монастырских было много неясного, поэтому 22 мая (1 июня) 1654 г. гетман пишет еще один приказ: «Пасеку Печерского монастыря от других земель чужих отграничили, ибо та пасека в околичностях своих с давних веков, земли ей принадлежат и от людей к добру монастырскому не было ущерба, которые там тоже имеют землю. Если кто там поселится, то сгоняй их».

Пчеловодство во все времена было важной и прибыльной отраслью. Мед предназначался для нужд монастырской братии, исполнения церковных обрядов, много его шло для приготовления медовых напитков, сыченых медов. Например, на изготовление последних расходовали более 400 пудов меда. От этого монастырь получал хорошие доходы, не платя ничего в казну.

Немалую прибыль давал и воск. Его в монастыре перерабатывали на собственном свечном заводе. Если в 1850 г. церковных свечей произвели около 500 пудов, то в 1884 г. с усовершенствованием технологии — до 3 тыс. пудов (около 48 т).

Многочисленные богомольцы шли в лавру не только помолиться и очистить душу от грехов, но и поучиться различным ремеслам — чернецы многое знали и многое умели. Как в монастыре содержали пчел, наверное, мы бы не смогли узнать и сегодня, если бы в 1893 г. на лаврских пасеках не побывал вятский пчеловод И.Е.Шавров. Туда было попасть не просто, но ему это удалось сделать под видом странника. «Пасека, — вспоминает И.Е.Шавров, — находилась в лаврских хуторах, так называемых Китаевская и Голосеевская пустынь, отстоящих от города в 6 верстах и в 4 верстах от лавры. Местность под хуторами прелестная, на всем протяжении от хутора к хутору тянутся роскошные леса, дубовый и липовый, перемежающиеся с соснами и фруктовыми деревьями. В ложбинах с журчащими ручьями произрастают ива плакучая и древовидная (ветла), местами ольха черная. Фруктовые деревья образуют три роскошных сада, во время цветения которые представляют одно белое пенящееся море. По склонам увалов раскинулись гряды — террасы, обсаженные различными сортами ягод. Все благоприятствует разведению пчел. Поэтому на каждом хуторе размещаются пасеки по 400 семей».

Однако велико было и разочарование вятского пчеловода. Если рамочное пчеловодство уже повсеместно пробивало себе дорогу, то здесь стояли простые дуплянки. Пасеками заведовали монахи, представлявшие собой известный тип деда-пасечника со всевозможными суевериями и предрассудками. Они всеми способами старались оградить пасеки от постороннего взора, на подходах к ним останавливали чужого человека и подвергали его проверке, но прошедшего испытания принимали со всем радушием (так было и на этот раз).

Чернецы-пасечники консервативны, по своей природе им чуждо всякое новшество. Даже когда новый управитель лавры вознамерился перевести пасеки на рациональную основу и приобрел по три лежака Долиновского на каждую, то встретил молчаливое, упрямое сопротивление. Очевидно, новое находит себе дорогу тогда, когда человек внутренне к нему готов. Это кажется неправдоподобным, ведь духовенство усиленно занималось пчеловодством в течение многих веков, считая его святым делом.

Среди представителей церкви было немало настоящих знатоков пчел. Некоторые изучали опыт греческого пасечного пчеловодства по трудам античных авторов и способствовали его распространению. И многие годы монастырское пчеловодство развивалось в соответствии с научной мыслью. Но когда в науке обозначился застой, то открылась дорога для вымыслов, заговоров, поверий. Так продолжалось несколько столетий… У пасек и монастырских пустынь не раз менялись хозяева. И со временем там вместо прежних дуплянок и колод появились новые рамочные ульи.

Л.ЗЕВАХИН

Поделиться с друзьями
Читайте также

 

Конгресс Пчела и человек
Семинар по пчеловодству
Международный конгресс пчеловодов ApiGLOBAL

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 141 гость и нет пользователей

Яндекс.Метрика