Технология содержания пчел в данном улье изначально ориентирована на учебный процесс и ускоренное обучение начинающих пчеловодов, на отказ от применения вредных химических компонентов, традиционно используемых в пчеловодстве, на получение экологически чистой продукции, а также на улучшение условий труда пчеловода.
В 2005 г. Министерством образования Российской Федерации рекомендовано для профессионального ориентирования учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений учебное пособие по технологии содержания пчел «Пчеловодство» под редакцией И.А.Шабаршова (М., Просвещение, 2005).
В нем автор пропагандирует признанный во всем мире многокорпусный улей Лангстрота, и он прав, так как эта конструкция в большей степени соответствует биологии пчелы, ее развитию в течение года, а технология содержания пчел в нем отвечает потребностям пчеловодов. Однако размеры этого улья, с нашей точки зрения, делают его непригодным для использования в учебных целях в общеобразовательных школах.
Но не только большие размеры и большая масса гнездового корпуса (весит без рамок более 7 кг, а с рамками, восковыми постройками, пчелой, личинками и кормовыми запасами — 40 кг и более), но и сама технология (корпусная с использованием подъемных механизмов) не позволяет использовать его для практической работы с учащимися. Подобные весовые характеристики имеют и магазинные надставки. Как правило, при такой весовой дискретности оборудования пчеловоду требуется помощник, так как работа с ним — тяжелый физический труд.
Более того, необходимо учитывать, что улей с пчелами — это не мешок с картошкой, он требует очень нежного обращения. Для облегчения стандартных ульев промышленность стала выпускать ульи из вспененного пенополистирола (например, улей «Апирусс»). Но даже и в этом случае масса одного корпуса уменьшается всего на 3–4 кг, так как определяющий фактор — размеры рамок и их число в корпусе, и применение этих ульев на школьных пасеках — представляет определенные трудности.
В настоящее время среди пчеловодов все бóльшую популярность завоевывают так называемые малоформатные многокорпусные ульи с внутренним сечением корпусов не 450х375, а 300х300 мм. В качестве примера можно привести улей французского пчеловода Роже Делона, Альпийский улей и др. Корпуса в них имеют высоту не 230, а 107 или 215 мм. Соответственно, при такой дискретности в размерах масса гнездового корпуса не превышает 20 кг, а для корпуса высотой 107 мм она и того меньше — 10 кг, и это при условии, что соты в нем полностью залиты медом. Такое оборудование уже можно рекомендовать и для учебных целей.
Коллектив учителей технологии в школах №713 и 1130 московского района «Крылатское» совместно с учениками и выпускниками конца 1990-х годов поставил перед собой задачу — используя знания и практические навыки, полученные на школьных уроках физики, биологии и трудового обучения, изготовить образцы демонстрационных ульев. Для этого использовали тактику «мозгового штурма» и добрую обстановку большого круглого стола, где принимали в разработку все предложения технического решения задачи (подчас даже фантастические). Подобная система во многом себя оправдала, так как увлекала учащихся, вызывая у них определенный интерес к знаниям в различных областях.
Решая эту задачу:
♦ выбрали дискретность в размерах корпусов улья и как производное — максимальную дискретность по массе не более 20 кг;
♦ удачно расположили смотровые окна для бесконтактного наблюдения за пчелами по всей глубине гнездового пространства;
♦ предложили новую конструкцию проволочной рамки, отличную от применяемых в ульях Р.Делона и Альпийском.
Впоследствии рамка была усовершенствована и на ее основе появились рамка-корзинка, строительная рамка и другие специальные рамки, использование которых открыло новые технологические возможности в пчеловодстве. Изготовление их под силу учащимся даже 6 класса, требует значительно меньше времени, а по простоте конструкции они успешно конкурируют со стандартными деревянными рамками.
Новые рамки в большей степени отвечают биологии пчелы, так как уменьшают разрыв кормовых сотов в три раза, улучшают условия зимовки пчел. С ними значительно расширилась обзорность гнездового пространства, появилась возможность контроля состояния семьи в любое время года без нарушения температурного режима и газового состава внутри улья, сократилось время осмотра семей и повысилась оперативность принятия правильных технологических решений, а следовательно, и сократились затраты в пчеловодстве. Эти преимущества позволили проводить занятия школьников с пчелами, не подвергая их случайной агрессии со стороны пчел, обычной при традиционных осмотрах, и избежать воздействия вредных веществ дыма, представляющих угрозу здоровью ребенка;
♦ разработали и адаптировали именно для этого улья различное оборудование и приспособления, применяемые в пчеловодстве;
♦ разработали и новый элемент этого улья, получивший мировое признание, — многофункциональный магазин, позволяющий получать секционный мед, выводить маток самым простым, доступным для начинающих пчеловодов способом, формировать нуклеусы, размещать внутриульевую поилку, производить раннюю весеннюю подкормку зимующих пчел рамками с запечатанным медом, укладывать утеплительный материал для зимовки, размещать растительные препараты для борьбы с врагами пчел. Этот магазин работает круглый год в отличие от магазинных корпусов стандартных ульев, устанавливаемых на период основного медосбора для размещения нектара и созревания в сотах товарного меда;
♦ предприняли попытку отказаться от использования широко применяемых в пчеловодстве вредных химических компонентов технологии (дыма, химических препаратов на основе амитраза и ему подобных веществ для борьбы с врагами пчел, карболовой кислоты для удаления пчел и других веществ, адсорбируемых воском, медом, пергой и иной пчеловодной продукцией);
♦ выбрали направление на улучшение условий труда пчеловода и совершенствование технологии в пчеловодстве.
Все оборудование, изготовленное в школьных мастерских школы №713, прошло испытание на пасеках учителя технологии школы №1130 В.П.Курышева и на пасеке учителя технологии школы №713 В.В.Фетисова. По результатам испытаний произвели доработку составляющих элементов улья. Отработали особую технологию, названную впоследствии щадящей, отработали приемы, позволяющие управлять работой пчел в целях пчеловода. По желанию пчеловода, применяя особые приемы, стимулируют пчел на строительство маточников непосредственно перед обзорным стеклом и получают возможность наблюдать за выводом новых маток — весьма наглядно для знакомства учащихся с биологией и жизнью общественных насекомых.
Улей, разработанный для юных и начинающих пчеловодов, оказался на редкость привлекательным и для людей преклонного возраста, и для людей с ограниченными физическими способностями, и для пчеловодов-профессионалов.
В честь района, где был создан в школьных мастерских улей, его назвали Крылатский. Теперь он уверенно завоевывает жизненное пространство, успешно конкурируя с ульем Лангстрота. Обладающий редким сочетанием качеств наблюдательного и промышленного с широкими функциональными возможностями, с развитой и сильной семьей пчел, приносящих пчеловоду товарную продукцию, улей очень полезен для проведения практических занятий в сельских общеобразовательных школах.
Впоследствии при участии и помощи учеников школы педагог В.П.Курышев совместно с сыном Р.В.Курышевым (он тоже принимал активное участие в разработке конструкции улья и щадящей технологии) издал книгу «Улей Крылатский». В ней содержится огромное количество чертежей оборудования и приспособлений, описана щадящая технология содержания пчел. Улей Крылатский неоднократно экспонировался на выставках «Интермед» и был представлен на Первом Международном съезде пчеловодов, проходившем на Ярославской земле в поселке Селище в 2008 г.
В.П.КУРЫШЕВ, В.В.ФЕТИСОВ
Москва