Проникновение пчелиного яда и его составляющих в организм человека мы рассматриваем, как интегральное направленное воздействие его на патологические звенья функциональных систем (П.К.Анохин, 1932; К.В.Судаков, 1996), нормализующее межклеточные взаимоотношения (М.А.Пальцев, 1996), клеточный гомеостаз, процессы торможения и возбуждения.
Именно эволюционный отбор и усовершенствование компонентов пчелиного яда для самозащиты и поражения врагов позволили человечеству познать бесценные лечебные свойства апитоксина.
Апитоксинотерапию кокцигодинии используют по схемам (Н.П.Йориш, 1954; Э.А.Лудянский, 1994). Мы рекомендуем пчелоужаление с учетом нейрометамерии обычно после проведения биопробы. На уровне проекции надпочечников на поверхность кожных покровов прикладываем по одной пчеле на 5 с, через день — на 10 с. При отрицательной реакции через три дня на S1 и S2 — две пчелы. Спустя четверо суток на точки S1 и S2 делали четыре пчелоужаления. При хорошей переносимости апитоксинотерапии с каждым сеансом число пчелоужалений увеличиваем (индивидуально) в среднем до 15. Вначале лечения экспозиция 1 мин, затем увеличиваем ее до 10 мин. Место ужаления обрабатываем спиртом до и после удаления жала, затем ранку закрываем асептической повязкой.
Под нашим наблюдением находилось 27 (18 женщин, 9 мужчин) больных с DS: кокцигодиния, возраст — от 29 до 57 лет. В прошлом имели травмы поясничного отдела позвоночника — 11 человек; парапроктиты — 4; родовые травмы — 5, у 7 пациентов с давностью от 2 до 12 лет были консолидированные переломы тел позвонков копчика на разных уровнях. Все пациенты жаловались на боли: в области копчика — 9, в паховой области и копчике — 7, на алгии в копчике и мышцах бедра — 6, в копчике и болезненные мочеиспускания — 5 обследуемых; невозможно сидеть отмечали 13 пациентов. Снижение работоспособности было в 27 случаев. Все наблюдаемые в разные сроки получали адекватное лечение: медикаментозное, физиотерапию, массаж, лечебные блокады, ЛФК. При этом фиксировали кратковременное улучшение.
Исследуемым было назначено комплексное лечение, куда входили пчелоужаление и мануальная терапия, последняя была оказана по методическим разработкам. (Н.И.Сулим, 1992).
После комплексного восстановительного лечения отмечалось значительное улучшение. Клиническое выздоровление наступило у 21 больного; катамнез 5 лет. Группа пациентов, где не наблюдалось положительного лечебного эффекта кокцигодиний, включала больных с консолидированными переломами тел позвонков копчика (2), парапроктитами (2), с послеродовой и травмой позвоночника (2). Их мы направили на оперативное лечение.
В качестве примера приводим наблюдение за больной Д., 44 года. В анамнезе — ушибы поясничной области, копчика. Лечилась вначале самостоятельно. Спустя два года боли в копчике усилились. При физических нагрузках на тазовую область возникали мучительные болезненные ощущения. Обратилась к неврологу. Установлен диагноз: кокцигодиния. Назначено консервативное медикаментозное лечение. Периодически, в течение двух лет, отмечалось улучшение, затем интенсивность боли нарастала. Кратковременное облегчение наступало после парасакральных инъекций Sol.novocaini 0,5% — 10,0 + Vit B1 — 1,0 (в одном шприце).
23.05.1993 г. она обратилась в больнично-поликлиническое объединение Главного управления внутренних дел при администрации Кемеровской области с жалобами на жгучие, нетерпимые боли в области копчика, невозможность сидеть, лежать. После обследования и проведения двух биопроб на пчелоужаление (по 5 и 10 с через день) начали лечение кокцигодинии методом пчелоужаления собственной модификации. С учетом нейрометамерной иннервации в биологически активные точки (БАТ) проводилась апитоксинотерапия (фото № 1, 2, 3).
Через два дня дозировки апитоксина увеличивали на 1 ед., доведя до 15 ед. Затем возвращались к исходной. После первого курса наступило клиническое выздоровление: полностью исчезла жгучие боли при физических нагрузках на область копчика, восстановилась работоспособность. Повторный курс проведен через 8 месяцев с профилактической целью по той же схеме. Жалоб со стороны больной не было; катамнез составил 5 лет.
Н.И.СУЛИМ,
профессор, доктор медицинских наук,
заслуженный врач РФ
Москва