Природа - наш дом

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Суббота апреля 20, 2024
ульи летом

пасекаВ настоящее время в Сибири пчеловодная отрасль базируется главным образом южнее Транссибирской магистрали. В этих районах сосредоточена основная часть сельскохозяйственного производства: выращивание овощных, полевых, плодово-ягодных, технических культур и все виды животноводства. На полях применяют удобрения, пестициды, добавим еще антропогенное влияние больших городов на растения и животных.

Но самый главный загрязнитель атмосферы — автотранспорт, которого с каждым годом становится все больше и больше. Только в одном Новосибирске за один год его численность увеличилась на 200 тыс. единиц. В такой атмосфере получить экологически чистую продукцию сельского хозяйства довольно трудно, а порой и невозможно. Овощи, фрукты аккумулируют вредные вещества из-за неправильно примененных удобрений, выхлопов автомобильных газов и выбросов промышленных предприятий.

Вблизи городов вредных примесей в растениях накапливается в 2–3 раза больше допустимой нормы. Пчеловоды в какой-то степени получают моральное удовлетворение, что в таких тяжелых экологических условиях мед не накапливает вредных веществ, их в нем бывает даже в 3 раза меньше допустимых норм. Но обножка, собранная с помощью пыльцеуловителей, их аккумулирует, как и овощи, ягоды и другие продукты.

 
 

В последнее время экологическая обстановка ухудшается за счет роста числа шоссейных дорог, по которым уже хлынул поток автотранспорта из европейской части страны, и он с каждым годом увеличивается.

Повышенное содержание вредных веществ сказывается на здоровье людей. Врачи отмечают рост заболеваний дыхательных путей, аллергию в разных формах, резкое снижение иммунитета и следующее за этим слабое сопротивление гриппу и другим заболеваниям. Если по-настоящему бороться за здоровье нации, необходимо отказаться от вредных привычек и резко увеличить потребление продуктов пчеловодства.

Сибирь имеет огромные возможности по наращиванию производства продуктов пчеловодства, причем экологически чистых. С 30-х до 80-х годов прошлого столетия здесь в основном продукты получали на таежных пасеках, где было сосредоточено большинство пчелиных семей. Наибольшая численность их отмечалась в 1942 г. В это время в Красноярском крае насчитывалось свыше 100 тыс. семей; в Алтайском — свыше 250 тыс.; в Кемеровской области — 90 тыс.; в Томской — около 60 тыс. и т.д. Кроме общественного сектора примерно еще половина семей пчел находилась в личных хозяйствах. После окончания войны таежные пасеки стали исчезать одна за другой, а с начала 90-х годов быстро исчезают с карты и населенные пункты. В настоящее время в тайге практически не осталось поселений и пасек. Огромная территория, где землю не пашут, не применяют удобрения, пестициды, где нет дорог и автотранспорта, богата медоносной растительностью, которая выделяет сотни тысяч тонн экологически чистого нектара, пыльцы, пади, прополиса. И все это богатство ежегодно пропадает, некому собрать его и доставить на стол людям!

Следует обратить внимание на огромную территорию севернее Транссибирской магистрали. Площадь от реки Иртыш до озера Байкал такова, что на ней можно разместить несколько государств, равных по площади Франции. На этой территории (от железной дороги до тундры) произрастают очень сильные медоносы: кипрей, дягиль сибирский и лесной, малина, ивы, ряд медоносов поддерживающего взятка: одуванчик, синюха лазурная, белый и розовый клевера, будяк изменчиволистный, кизил (свиридина), жимолость, чистец болотный, змееголовник сибирский и т.д. О мощности заполярной кормовой базы можно судить по таким данным: пасека Сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева дважды кочевала за Полярный круг: один раз в 1934 г., второй — в 1950 г. — и оба раза успешно. Это красочно описал М.М.Пришвин в рассказе «Заполярный мед». В 80-х годах XX в. два инженера завезли 400 шестирамочных пакетов в г. Нижневартовск и получили 29 т товарного меда. В этом районе часто встречаются огромные площади, занятые кипреем. Благодаря длинному световому дню Заполярья (где «одна заря, сменив другую, спешит, дав ночи полчаса») этот медонос выделяет огромное количество нектара.

Классическим примером эффективного содержания пчел на севере может служить работа пчеловода Д.Т.Найчукова. Его пасека была расположена на 200 км севернее г. Томска в суровом Нарымском крае. За 20 лет работы медосбор на ней был в среднем свыше 80 кг (самый низкий — 62 кг и самый высокий — 120 кг). Таких длительных устойчивых медосборов не знала ни одна пасека нашей страны. Даже на Дальнем Востоке с его сказочной кормовой базой один год пчеловоды получают по 210 кг меда на семью, а затем два-три года — меньше 40 кг. Ученик Д.Т.Найчукова, Этукмаев, также собирал свыше 50 кг ежегодно.

В военные годы в бывшем Пихтовском районе Новосибирской области было много пасек. Один год контрольный улей здесь показывал ежедневный привес 10 кг благодаря взятку с ивовых зарослей.

Пчеловод Муравьев, получая за перевыполнение плана по медосбору в виде натуральной оплаты мед, реализовал его и на эти деньги купил для фронта истребитель. В Красноярском крае пчеловод В.Ф.Шалагин получал по 150 кг от каждой пчелиной семьи, Д.И.Иванов — по 190 кг, А.И.Демко откачивал по 180 кг меда от каждой из 165 семей. В настоящее время эти показатели стали достоянием истории.

Наши наблюдения за работой пчел в районе Васюганских болот показывают, что здесь можно ежегодно получать от 40 до 90 кг меда от каждой семьи.

Длительное время кормовую базу таежной зоны изучали Н.Н.Карташова (1952), П.К.Параева (1950, 1970), В.Г.Кашковский (1957, 1965, 1969, 1974, 1976, 1992, 2002). Они определяли медовое богатство тайги и установили, что кормовая база здесь не вечная. Там, где когда-то получали по 150 кг меда с семьи, поляны заросли березой, осиной, сосной. Под по-кровом этой древесной растительности исчезают медоносы — от кандыка сибирского до желтой акации. Однако там, где лес вырубили или сожгли, территорию занимает медовая растительность, то есть в целом кормовая база не становится беднее, а даже улучшается.

Наши приблизительные подсчеты, сделанные только по Новосибирской области, показывают, что за счет описанного выше процесса на площадях, занятых вырубленной и сожженной тайгой, можно содержать 470 тыс. семей и получать от них 14 100 т экологически чистого меда, 470 т воска и 235 т перги.

Не меньшие возможности предоставляют пчеловодам и территории Томской, Иркутской областей и Красноярского края. Наша страна может обеспечить свое население экологически чистой продукцией, а излишки экспортировать.

 
 

Северная, сибирская тайга — единственное место на Земле, где можно получать экологически чистую продукцию, которую не может иметь ни одна страна в мире.

Социальные вопросы должно решать государство, а мы предлагаем научное обоснование проблемы. В настоящее время через спутники определяют, где производят порубки леса, а также сгоревшие участки и поляны. Эти сведения сосредотачиваются в лесничествах, такие места обозначают на карте. Подобные сведения для пчеловодства имеют огромную ценность, не надо дополнительных средств на поиски этих мест.

После определения описанных выше территорий, где, вероятно, имеются заросли медоносных растений, дальнейшую оценку можно закончить с помощью экспедиционного обследования. Такую важнейшую работу одиночкам не решить, главная роль здесь должна принадлежать высшим и другим учебным заведениям. Выполняя учебный план, студенты биофака, зоофака, агрофака томских, новосибирских, красноярских, иркутских вузов должны проводить экспедиционные обследования сгоревшей и вырубленной тайги. Собирать гербарии медоносной растительности, определять площади, занятые ею, количество нектара, выделяемого главными медоносными растениями. Эти данные послужат надежным руководством для размещения пчел. Пасеки могут создавать лесничества, нефтяники. У нефтяников Сибири легко могут найтись денежные средства на организацию пасек для производства экологически чистой продукции пчеловодства, в первую очередь очень нужной промысловикам. В этом обязаны участвовать и газовые компании, выкачивающие газ из недр Сибири. Денег на организацию пасек потребуется меньше, чем на оплату футболистов английских и французских клубов, в которые вливаются миллиарды долларов США, добытые в недрах Сибири.

В.Г.КАШКОВСКИЙ, А.А.ПЛАХОВА

Новосибирский государственный
аграрный университет, кафедра зоологии

 

События

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 158 гостей и нет пользователей

Яндекс.Метрика