Всю работу можно выполнить на балконе или лоджии при минусовой температуре, предварительно выдержав холстики на холоде не менее 1 ч.
В фотографическую кювету (600х600 мм) кладу подставку — ровную твердую пластину (400х400х10 мм) из винипласта, фторопласта, текстолита или фанеры. Сверху подставки размещаю холстик в развернутом виде.
Придерживая его рукой, несильно ударяю отбивочным кухонным металлическим молотком с крупными выступами. Стараюсь делать параллельные удары без пропусков. В результате прополис трескается и частично осыпается на подставку. Время от времени холстик слегка стряхиваю в кювету. Кончаю отбивать холстик, когда он полностью освобождается от прополиса.
Далее прополис собираю, просеиваю через крупное сито или дуршлаг, чтобы освободиться от волокон холстика. Затем просеиваю его через крупный фильтр для меда, и прополис готов.
Качество продукта определяю на вкус или с помощью воды. Удельный вес прополиса больше единицы, поэтому чистый прополис тонет. Если частички плавают на поверхности — это воск; если не опускаются на дно, в прополисе его много.
Полученный прополис насыпаю в банку из темного стекла с хорошо завинчивающейся пробкой и храню при комнатной температуре.
Рецепты применения прополиса приведены в литературе по апитерапии. Я в основном использую 30%-ный раствор (30 г на 100 мл спирта).
С.В.КАЛАШНИКОВ,
секретарь Общества
пчеловодов столицы