Пчелы хорошо зимуют при относительной влажности воздуха 75–85% и удовлетворительно — при влажности 65–75 и 85–90%. Чрезмерно сухой (ниже 60%) воздух вызывает беспокойство пчел во время зимовки и иногда гибель всего зимне-весеннего расплода. Чтобы этого не случилось пчеловоды развешивают в помещении мокрую мешковину, ставят емкости с водой и снегом или поят семьи из индивидуальных поилок.
Лет 15 назад наши пчелы по стечению обстоятельств зимовали на чердаке кирпичного жилого дома. Крыша его была покрыта кровельным железом с редкой обрешеткой, пол утеплен слоем каменноугольного шлака и опилками. Около сорока ульев с пчелами без крыш поставили непосредственно на шлак, утеплив сверху и с боков, образовав бурт. Два чердачных окна занавесили, но полной темноты не добились.
Южный скат крыши практически всю зиму находился без снега и хорошо, особенно весной, прогревался солнцем. Наружная температура зимой колебалась от –5 до –32°С, но внутри бурта она всегда была положительной. Волосяной гигрометр показывал на чердаке 30–45%-ную влажность. Внутри бурта влажность не замеряли.
Пчел выставили в середине марта. Результаты зимовки оказались следующими: погибло шесть семей, остальные были живы, но пчелы, испытывая жажду, находились в состоянии сильного возбуждения и вылетали из летков при малейшем беспокойстве; весенний и зимний расплоды погибли и высохли; матки не работали; кормовые запасы были на исходе; подмор отсутствовал и было очень сухо, кучки мертвых пчел лежали на шлаке.
Растревоженные пчелы после расстановки на точке вылетали на снег и застывали. Потери превысили все допустимые пределы. Матки возобновили яйцекладку только после облета и пополнения кормовых запасов. Семьи пришли в норму лишь к цветению акации.
Совершенно другая картина наблюдалась в пчелиных семьях, абсолютно так же подготовленных, но зимовавших на воле. Их разместили возле дома, образовав два бурта по 20 семей в каждом.
В буртах не было активной вентиляции, поэтому крыши ульев приподняли на клиньях, летки полностью открыли. Со всех сторон и сверху ульи защитили рубероидом. Снежный покров на буртах достигал 50–80 см. Электронный термометр с датчиком внутри одного из них и стрелочной шкалой снаружи зимой и весной показывал температуру от 0 до 4°С.
Весной первый же осмотр показал, что донья и углы ульев сырые. В некоторых семьях на кроющих рамках белела плесень, а в семьях с пчелами южного происхождения отмечались следы поноса.
Группа перезимовала относительно хорошо: погибших семей не было, подмора в большинстве гнезд оказалось немного; сохранились значительные кормовые запасы (по 3–4 кг на крайних рамках). Пчелы находились в состоянии покоя, почти не реагировали на стук и шум. В гнездах было по две-три рамки здорового расплода, выходили молодые пчелы, матки работали. После незамедлительной пересадки в чистые ульи, семьи начали быстро развиваться.
Пчеловодам не следует бояться умеренной влажности во время зимовки пчел — это естественное явление. Более опасны сухой воздух, свет и высокая температура в помещении, где они зимуют.
М.Г.ХАЦИРЕВИЧ,
М.Ф.ХАЦИРЕВИЧ
Кемеровская обл.