В западных районах Ленинградской области роевая пора наступает обычно в конце мая и продолжается в течение июня, а то и июль прихватывает. Считаю, что поскольку роение — это естественный процесс, то надо дать возможность всем семьям отроиться по одному разу обязательно, даже если рои и не нужны.
Общеизвестно, что роевые пчелы обладают огромной энергией и работоспособностью. Рой, посаженный в пустой улей для создания новой семьи, работает с утроенной энергией, намного интенсивнее той семьи, из которой он вышел. За короткий срок пчелы отстраивают новые соты и заполняют их нектаром. На зиму полностью обеспечивают себя медом и пергой. А если позволяет погода, то роевые пчелы дадут и товарный мед.
В 2006 г. (засушливом в нашем районе) 16 июня посадил рой в заранее приготовленный 16-рамочный улей. Вместе с пустыми сотовыми рамками и вощиной в гнездо поместил одну рамку с расплодом из другой семьи. (Это обязательное условие, гарантирующее, что рой не слетит.)
Через 10 дней сделал контрольный осмотр. Старые сотовые рамки уже были отреставрированы, побелены и с приличными напрысками нектара, а рамки с вощиной почти полностью отстроены. В улье чистота и порядок.
Такую семью приятно осматривать, душа радуется. А заглянув в улей еще через три дня, убедился, что на него можно поставить и магазинную надставку, что и сделал. В ней все рамки были новыми, оснащены вощиной и ни одной сотовой. Заглянул в нее почти через месяц (20 июля) и увидел, что рамки не тронуты, если не считать, что вощина по периметру приклеена. 1 августа снова осмотрел семью. И о чудо! Пчелы начали отстраивать соты. К 13 августа, когда мы занялись откачкой меда, все рамки магазинной надставки были отстроены, восемь из них оказались полностью запечатанными с обеих сторон, еще пять наполнены и запечатаны в разной степени.
В гнезде почти половина рамок — с расплодом. Забрал семь гнездовых рамок с запечатанным с двух сторон медом. Таким образом, рой дал около 40 кг меда и целую надставку отстроенных полурамок.
А вот другой положительный пример роения. 4 июля того же года снял рой массой около 5 кг. Поскольку вопрос о расширении пасеки не стоял и покупателей роев не было, решил использовать его для усиления семьи, которая в этом нуждалась. Ее надставка на полноразмерную (гнездовую) рамку была пуста, и пчел в улье было мало.
Вопрос о совместимости или неприятии роя решаю очень просто. Зачерпываю деревянной большой ложкой пчел из роевни и пускаю на прилетную доску улья-приемщика. Если они «впросились» у пчел-охранниц и беспрепятственно вошли в леток, значит, налицо полная совместимость. А если охрана улья-приемщика встретила роевых пчел недружелюбно, то пускать рой для подсиления не следует. В этот раз пчелы спокойно зашли в улей и с утра следующего дня начали трудиться с присущей роям энергией. Заглянув в надставку 20 июля, убедился в правильности принятого решения. Рамки уже были с медом, а, начиная с четвертой от края, пчелы стали их уже запечатывать. Через несколько дней поставил на улей еще магазинную надставку.
14 августа откачивал мед. Все 16 рамок надставки на полную гнездовую рамку оказались полностью с запечатанным с обеих сторон медом. В магазинной надставке рамки были отстроены, с медом, а половина уже полностью запечатана.
Особую заботу у пчеловодов вызывает вопрос о местах прививки роев. Как правило, они садятся туда, где прививался первый, вышедший на пасеке рой. Но бывают и сюрпризы. Очень сложно было снимать рой, привившийся под конек двускатной крыши в парнике. Еще у меня на участке растет молодая стройная елка. Не знаю, почему ее полюбили пчелы: почти каждое лето один-два роя прививаются на ней. Снимать их очень сложно, потому что они обычно садятся на ее ствол в гуще веток. Удобнее всего пчел сгребать деревянной ложкой, двигая ее по стволу дерева снизу вверх по ходу хвои и на полную мощь используя дымарь.
Почему-то рои довольно часто прививаются на металлические трубы, используемые в качестве столбов ограждения садов и огородов. Причем забираются внутрь, и выкурить их оттуда крайне затруднительно. Гораздо легче предупредить такую посадку роя. Для этого нужно всего лишь накрыть все столбы пластиковыми бутылками сверху, отрезав от них нижнюю часть, чтобы потом не пришлось сверлить электродрелью отверстие внизу трубы для выкуривания роя дымом.
А однажды пчелы преподнесли мне настоящий сюрприз. Вылетев из улья, рой направился в сторону сливы и начал прививаться на крону этого дерева, а затем и на скворечник, укрепленный на шесте, привязанном к сливе. И тут я увидел, что пчелы заселяют его через круглый вход для птиц. Вскоре рой зашел в птичий домик, облепив его снаружи (рис.).
Поднялся по лестнице с ножовкой в руках и осторожно перепилил шест, на котором держался скворечник, оставив верхний конец длиной около одного метра. Держа в руках этот привой с роем, осторожно спустился вниз и направился к пустому улью.
Сначала новоселы никак не хотели выходить из скворечника, и лишь когда с помощью пчеловодной стамески удалось отжать его крышу, а затем и снять, проблема посадки роя была решена.
А.Р.ШИТИКОВ
Санкт-Петербург