Пчеловоды знают, что первый рой со старой маткой вылетает на 8–9-й день после откладки яиц в мисочки. Среди огромного количества молодых пчел в улье часто вместо одного маточника остаются два и более, поэтому семья роится вновь. Второй рой с молодой маткой выходит на 9-й день после первого, затем — третий. При этом могут роиться ранние рои, а также отводки. Роение в нашей местности продолжается с 20 мая до самого завершения медосбора. Мало того, иногда рои выходят даже после завершения кочевки.
В роевую пору на пасеке, имеющей полсотни семей, за день может выйти до 20 роев, и пчеловоду приходится трудиться с раннего утра до самых сумерек. Случается, что посаженные рои не приживаются, когда попадают в геопатогенные зоны (наблюдения автора).
Лишь во время бурного медосбора они уничтожают маточники и выходят из роевого состояния. Но с ухудшением погоды даже на несколько дней семьи снова начинают роиться, в два-три раза снижая принос нектара.
После роения семьи оставляют в покое и осматривают только через 4–5 дней. Удаляют все маточники, кроме одного. К этому времени все рамки с расплодом будут запечатаны, а до выхода молодой матки еще остается достаточно много времени (два-три дня). Однако пчеловод не всегда оставляет самый лучший маточник, определяя его качество на глаз. Лучше всего это делают сами пчелы.
Конечно, роение дает возможность обновить семьи и бесплатно увеличить пасеку. Однако со временем оно приводит к близкородственному размножению, и продуктивность пасеки резко падает. Кроме того, рои со старыми матками плохо переносят зимовку, часто гибнут.
При роевом разведении пчел два человека едва справляются с полусотнями семей. А если на пасеке их 100–200? Чтобы избежать роения, пчеловоды ежегодно меняют старых маток на молодых, расширяют гнезда пчел, устанавливают их в затемненных местах, создают отводки и так далее. Но на практике не всегда все получается, потому что маток сегодня почти никто не выводит, а поэтому плодные часто оказываются старыми.
В роевую пору пчеловоды испытывают дополнительные трудности в работе. При снятии роев с высоких деревьев можно упасть, получить травму. Чтобы этого избежать, пчеловоды вырубают деревья, оголяя территорию пасеки. Некоторые применяют для поимки роев огнестрельное оружие. (Видел на пасеках бывшего пчелосовхоза «Заря» в Мишкинском районе Башкирии.) После выстрела оглушенная матка падает вниз, а пчелы возвращаются в улей.
Все эти трудности вынудили меня искать новые безроевые методы. И теперь на моей пасеке не бывает роения. Для этого накануне кочевки провожу биолокационное обследование местности и выбираю место для точка. Рассчитываю, на сколько ульев его хватит. Геопатогенные участки Земли оставляю в стороне. Стараюсь, чтобы на территории пасеки не было подземных рек.
Как правило, вечером доставляю семьи на найденное благополучное место, а на второй день провожу дополнительное обследование и выявляю места для установки ульев на чистых местах внутри сетки Хартмана. Для этого подходят только участки шириной не менее 15 см, а вообще чем шире, тем лучше. Пчелы, попадая на такие места, не роятся. Это уже проверено годами. В случае, если сеть Хартмана очень узкая (со спичечный коробок или чуть больше), пчелы роятся.
В широкой сети Хартмана тоже сохраняется роевое состояние пчел, но рои не выходят. Они не могут покинуть свои места из-за разрыва магнитной связи с Землей, не могут сориентироваться на местности. Видимо, для роения семьи пчел нужно более сильное магнитное поле Земли с силой тока более 10 микроампер. А в сетях Хартмана она не больше 5 микроампер.
Когда семья находится в роевом состоянии, молодые матки даже выходят из маточников и до 15 дней живут вместе со старой маткой. Причем последняя продолжает откладку яиц, за ней ухаживают пчелы. Потом начинается борьба за существование. В гнезде остается только одна молодая матка, а остальных пчелы уничтожают. Вроде бы все выглядит, как при обычном роении, но это только на первый взгляд. На самом деле, наблюдается только роевое настроение пчел. Причем все это происходит внутри улья, без вмешательства человека, при этом нисколько не мешает хорошему медосбору, так как сохраняется основная масса молодых пчел.
За последние 10 лет с помощью этого метода значительно повысил продуктивность своей пасеки. Сезонный медосбор с каждой семьи стабильно держится на уровне 50–70 кг. Число семей сохраняется. Для этого в конце мая формирую пять отводков, которые идут на ремонт пасеки.
Что же дает этот метод? Главное, мы избавляемся от естественного роения, нет необходимости караулить выход роя, можно заняться другими неотложными делами. Кроме того, отпадает вопрос замены старых маток. На 50% эту работу делают сами пчелы в роевом состоянии (причем очень качественно), а остальных маток заменит сам пчеловод. Не снижается сила основной семьи. Она будет намного выше, чем при роении пчел. Важно и другое: во время кочевки можно соседствовать с пасекой другого пчеловода без опаски, что он по ошибке соберет ваши рои.
Главное достоинство метода в том, что он позволяет пчеловоду в комплексе решать основные задачи пчеловодства, причем при высоком медосборе сохраняется сила семей, гарантируя успешную зимовку. Все эти вопросы могут быть решены только при удачном выборе пасечного участка и места для ульев. Тогда не будет проблем с роением, и пчелы дадут много меда.
Н.Н.ЯКУШИН
Башкортостан