В средней полосе России из-за аномальной засухи 2010 г. многие пчеловоды недополучили значительное количество меда, перги и воска.
Моя пасека кроме естественной жары испытала на себе еще и последствия пожаров, бушевавших на юго-востоке Московской области, в пойме реки Оки. Дым, окутывавший многие населенные пункты и нависавший над сгоревшими лесами и полями, усугубил и без того нелегкое положение на пасеках. Начиная с последней декады июня установившаяся жара и дымовая завеса затормозили развитие пчел: требовалась усиленная вентиляция гнезд, и пчелы практически не покидали ульи. Основной медосбор был сорван. Травы даже на заливных лугах пропали. Клевер, кипрей, пустырник, василек — основные медоносы нашей местности — просто не распустились. И это обстоятельство, думаю, перенесет проблему с медоносами и на этот год. Жара, доходившая до 45оС, делала свое черное дело: соты коробились и провисали, а при попытке извлечь их из гнезда просто отрывались и падали на дно. В итоге в отдельных семьях пропали матки.
При подготовке к зимовке на пасеке началось сильное воровство. Пчелы не только днем, но и в ночные часы проникали в ульи, опустошали соты, усыпая донья погибающими защитницами. В отдельных семьях пчел оставалось на одной-двух рамках. Над пасекой стоял сплошной гул. Насекомые плотным слоем покрывали стенки всех ульев, так что трудно было понять, какие из них подверглись нападению, какие — нет. То же самое происходило и на соседних пасеках. Отсутствие в течение лета медосбора заставило пчел пополнять запасы за счет соседних семей. Особенно активны были темные пчелы, которые даже при закрытых летках пытались проникнуть в ульи. В итоге часть семей погибла, других пришлось объединять.
На мой взгляд, основной причиной, спровоцировавшей сильное воровство, стал запах меда, исходивший из ульев. Осушение медовых сотов после откачки, подкормка пчел и сборка гнезд на зиму, слабые отводки, не успевшие набрать силу, и т.д. способствовали усилению разбойного настроения на пасеке. Но неприятности аномального лета на этом не закончились.
В августе к нам нагрянули золотистые щурки. До прошлого лета они здесь не появлялись. Огромная стая птиц, расположившаяся на проводах и заборах, в течение светового дня не прекращала пикировать на вылетающих из ульев пчел. Избавиться от них было невозможно. Они ничего не боялись. Видимо, отсутствие пищи в местах гнездования заставило щурок сменить места кормежки и приблизиться к пасекам. Во время их появления приходилось полностью закрывать летки.
И все-таки, несмотря на все катаклизмы прошедшего лета, основную часть пасеки удалось сохранить. Конечно, до пожаров пчелы смогли немного набрать меда и пыльцы. Этого запаса им хватило, чтобы не только выжить, но и дать немного товарного меда. А это составило 40% по отношению к 2009 г.
Ю.В.ГАЙНОВ
Москва