Примерно в середине XIX в. из Австрии в Закарпатье завезли пчел породы карника. Формирование нового экологического типа происходило в сложных природно-климатических условиях горных районов Карпат. Влажный и прохладный климат, скудный и непостоянный медосбор привели к появлению пчел, способных использовать минимальные возможности кормовой базы, мобилизуя при необходимости все резервы семьи на сбор нектара и пыльцы.
К числу важнейших качеств чистопородных карпатских пчел следует отнести их слабую ройливость, обусловленную длительным пребыванием в условиях крайне скудной кормовой базы. Однако неправильно думать, что они хорошо приспособлены только к слабым медосборам. Первые данные об их использовании в регионах Западной Сибири показали, что эти пчелы эффективно работают на обильных взятках, собирая в день от 6 до 15 кг нектара.
Такие результаты объясняются способностью семей карпатских пород пчел быстро наращивать силу и занимать к началу главного медосбора 2–2,5 корпуса улья Дадана, то есть обладают высоким биологическим потенциалом. Нельзя не отметить миролюбивый характер карпаток и удивительно спокойное поведение на сотах. Осмотр семей без дыма и лицевой сетки, иногда даже в дождливую или пасмурную погоду — явление нередкое. Карпатские пчелы очень хорошо работают на опылении клевера и других энтомофильных сельскохозяйственных культур, а также культур закрытого грунта.
Экономический анализ состояния пчеловодной отрасли Закарпатья, проведенный в 60–70-х годах прошлого века, показал, что наиболее выгодное направление ее развития — производство пакетов, которые можно формировать в любую погоду. Бригада из 4–5 человек за 2–2,5 дня готовит партию в 500–800 штук.
Двадцать восемь лет, в течение которых пчеловоды этого региона занимаются организацией пакетов, полностью доказали правильность принятого решения. Своевременное отделение отводка не подавляет развитие семьи. Напротив, матка увеличивает откладку яиц, и семья растет, возрастает ее продуктивность. Пчеловоды, формирующие пакеты, ежегодно во всех семьях пасеки заменяют маток. Это гарантирует весеннее наращивание молодых пчел и полное использование медосбора.
Первоначально остановились на четырех-рамочных пакетах. Они состояли из 2–3 рамок печатного расплода, 2 кг корма, 1,2 кг пчел и матки. Их партии отправляли в зоны с большими площадями медоносов на недалекие расстояния. Хорошие результаты, получаемые пакетными семьями карпатских пчел, обеспечивали постоянный рост спроса на эту продукцию пчеловодства. В дальнейшем пчеловодам стали предлагать и бессотовые пакеты.
Основным потребителем пакетных пчел сейчас остается Россия, особенно регионы Сибири, где очень короткое лето. Привезенные на медосбор пакеты быстро развиваются и уже с 20 июня, когда начинается главный взяток, работают в полную силу. В результате один привезенный пакет в условиях Сибири за короткое лето собирает 70–80 кг меда, а отдельные семьи-рекордистки — до 150 кг.
В начале 1990-х годов пакеты из Закарпатья вывозили на дальние расстояния самолетами, в последние 10 лет — автотранспортом, преодолевая за 5 суток расстояние около 5 тыс. км. За время перевозки потери случаются, но незначительные. При пересадке в ульи пакетным семьям добавляют 2–3 сотовые рамки. На новом месте пчелы быстро осваиваются и включаются в работу.
В Закарпатской области насчитывается около 30 тыс. пчелиных семей. Имеются племенные разведенческие хозяйства, специализирующиеся на выводе маток карпатской породы. На медосбор за 1 год из Закарпатья вывозят до 15 тыс. пакетов и около 15 тыс. маток, что дополнительно дает возможность получить товарный мед и обогатить рынок высококачественным продуктом.
Пасеки пчелохозяйства «Бджилка» (около тысячи семей) размещены в разных климатических зонах Закарпатской области. Это позволяет на четырех матковыводных пасеках получать ранних маток и вести селекцию. Пчеловоды и матководы — высококвалифицированные специалисты, владеющие новейшими технологиями комплексного использования пчелиных семей. Помимо разведенческой продукции хозяйство производит пыльцу, маточное молочко, прополис.
В.ЛЯХ,
директор фирмы «БДЖИЛКА»