Традиционно рамку с привитыми личинками в семье-воспитательнице размещают возле открытого расплода, так как существует мнение, что там концентрируются пчелы-кормилицы и создаются наилучшие условия для выкармливания маточных личинок. Такие рекомендации есть во всех учебниках и инструкциях по выводу маток.
В процессе поиска способов улучшения качества маток и возможностей повышения числа выращенных качественных маточников семьями-воспитательницами мы пришли к выводу, что необходимо рассредоточить маточные личинки в их гнездах. По общепринятой технологии все маточники обычно находятся на одной прививочной рамке. Согласно нашей рабочей гипотезе их рассредоточение имитировало бы естественный процесс, когда при подготовке к роению маточники расположены на нескольких рамках в разных частях гнезда. Эту идею раньше обсуждал К.Вайс в сборнике «Матководство» (под ред. Ф.Руттнера, 1982, с. 86), но ни научная проверка, ни практическая реализация ее не были сделаны.
Цель проведенной работы — изучить влияние месторасположения прививочной рамки в семье-воспитательнице на качество маток (сравивали массы неплодных маток из маточников, расположенных на рамках, находящихся возле открытого и запечатанного расплода).
Опыты проводили в 2003 г. на частной матковыводной пасеке с семьями украинской породы. Пластмассовые мисочки (производство Италии) с привитыми личинками располагали на двух прививочных рамках, одну из которых ставили между рамками с открытым расплодом (контроль), а другую — между рамками запечатанного расплода (опыт).
Число личинок увеличили по сравнению с общепринятым числом (25–30 шт.), поскольку считали, что при такой расстановке рамок более полно используется потенциал пчел-кормилиц. Оценивали прием личинок и массу неплодных маток непосредственно после выхода их из маточников, а в двух партиях и массу куколок маток на 11-й день после прививки.
Каждой семье-воспитательнице давали по 45 привитых личинок на каждой рамке (всего 90 личинок на семью) и оставляли на воспитание около 40 маточников на двух рамках. Часть принятых личинок браковали через сутки после прививки, оставляя наиболее обеспеченных маточным молочком с целью повышения качества маток. Только в двух опытах (№6 и 7) на каждой рамке было по 27–32 маточника, поскольку прием личинок и наполнение мисочек маточным молочком оказались очень хорошими.
После окончания вывода маток, используя лучшую семью-воспитательницу (по той же схеме), оценивали количество маточного молочка, которое отбирали через трое суток после прививки. На воспитание оставляли всех принятых личинок: считали, что при этом более четко прослеживается влияние месторасположения прививочной рамки. В семье-воспитательнице на каждой рамке было по 78 личинок (всего 156).
Опыты проводили во второй половине августа, когда семьи уже готовятся к зимовке и пчелы очень плохо выделяют маточное молочко. Однако погодные условия августа 2003 г., когда возле пасеки в междурядьях большого сада цвела масличная редька, с которой пчелы собирали пыльцу, способствовали приему личинок и полноценному наполнению мисочек маточным молочком.
Всего в опытах вырастили, взвесили 313 маток и вырастили 422 личинки, из мисочек которых получили 86 г маточного молочка.
В четырех опытах из восьми прием личинок на маточное воспитание был выше также возле рамок с печатным расплодом, а в четырех был одинаковым. Масса неплодных маток во всех восьми подопытных группах была больше, чем в контроле, несмотря на то что число выращиваемых личинок в четырех случаях было больше, чем их количество на контрольной рамке (рис.).
Разность средней массы неплодных маток колебалась от 5 до 21 мг и в четырех случаях из восьми была статистически достоверной (Р>0,95). В опытах (№5 и 6) средняя масса куколок маток на 11-й день после прививки была на 10–18 мг больше, чем в контрольной группе.
Таким образом, при размещении прививочных рамок между рамками с запечатанным расплодом масса полученных маток больше по сравнению с традиционным размещением их между сотами с открытым расплодом. Если принять за условную границу показателей средний показатель массы высококачественной матки украинской породы 210 мг (наше предложение), то в контроле только в одном из опытов мы получили высококачественную продукцию, тогда как в опыте — в 5 из 8 случаев (63%).
В опыте №7 в семье-воспитательнице были созданы очень хорошие условия для приема и выращивания личинок, поэтому мы получили неплодных маток высокой массы даже в контроле, несмотря на то, что их партия была очень большой (53 шт.). Средняя масса маток даже контрольной группы находилась в зоне, близкой к максимальной для украинских пчел. Мы считаем, что такой результат еще не доказывает, что влияние исследуемого фактора отсутствует, поскольку результаты в обеих группах находятся в зоне, приближенной к генетически обусловленному потенциалу данной породы. В этом случае к использованию стандартных статистических обработок материала следует относиться критически.
Используя лучшую семью-воспитательницу, был проведен дополнительный опыт по определению количества молочка в маточниках через 72 ч после прививки личинок (табл.). В этом опыте также четко проявилось влияние расположения прививочной рамки на количество корма в маточниках даже с учетом того, что нагрузка на семью-воспитательницу была максимальной: среднее число одновременно выращиваемых личинок 140.
При размещении прививочных рамок возле запечатанного расплода за три прививки прием личинок составил 75%, что на 20% больше, чем при расстановке рамок возле открытого расплода. Из маточников возле печатного расплода получили 54,7 г маточного молочка, то есть на 73% больше, чем из маточников с рамок возле открытого расплода (31,6 г). Среднее количество молочка в маточнике также было больше: в первом случае — 333 мг, во втором 282 мг (разность 18%).
Мы предполагаем, что полученные результаты можно объяснить поведением пчел-кормилиц в гнезде. Вопреки распространенному мнению они не концентрируются в зоне открытого расплода, а постоянно, кроме перерывов на отдых, передвигаются по сотам в поисках работы, которая наиболее отвечает потребностям семьи. Это занимает у них значительную часть времени: до 50% у 13-дневных пчел (Истомина-Цветкова, 1967). По данным И.А.Левченко (2003), наиболее дальние и регулярные миграции в гнезде осуществляют пчелы в возрасте 7–15 дней, проходя в среднем за сутки 233 см. Учитывая размер гнезда (30–40 см), можно предположить, что обитательницы улья могут инспектировать все гнездо в течение суток несколько раз. Так, зимой в наблюдательном улье в опытах И.А.Левченко они обходили за сутки 45% условных квадратов, на которые была разбита площадь гнезда.
При изучении поведения пчел-кормилиц (Pfeiffer, Crailsheim, 1999) установили, что только 40–50% времени они проводят в границах расплодной части гнезда, 30–40% находятся в состоянии покоя (неподвижны или очень медленно передвигаются) и только 20–25% времени тратят на уход за расплодом, из которых только 5% уходит непосредственно на кормление. Остаток времени идет на передвижение пчел по расплодному гнезду и инспекцию ячеек с расплодом.
Мы предполагаем, что при размещении прививочных рамок возле открытого расплода пчелы-кормилицы находят много личинок, которым требуется корм, в том числе и маточное молочко, поэтому они расходуют бульшую его часть на их кормление. При инспекции части гнезда с запечатанным расплодом пчелы-кормилицы их не находят и резервы маточного молочка в них могут накапливаться. Поэтому, вероятно, они отдают больше молочка маточным личинкам, которые расположены в зоне запечатанного расплода, что и приводит к бóльшому количеству корма в маточниках, а в конечном итоге, к бóльшей массе неплодных маток.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что при расположении прививочных рамок между рамками с открытым расплодом (традиционный способ) прием личинок и их кормление хуже по сравнению с размещением их возле запечатанного расплода.
Возможной биологической основой лучшего кормления маточных личинок возле рамок с печатным расплодом может быть накопление молочка в железах пчел-кормилиц при «патрулировании гнезда», если они продолжительное время не встречают личинок, требующих корма. В зоне открытого расплода пчелы-кормилицы быстро тратят его резервы на кормление молодых пчелиных личинок, потому его меньше получают личинки в маточниках.
В первой половине августа при наличии пыльцевого взятка можно использовать семьи-воспитательницы для получения маточного молочка и собрать 30 г продукта за один трехдневный цикл. Дополнительно можно сделать вывод о необходимости повышения нижнего порога браковки неплодных маток в существующем стандарте при условии взвешивания их непосредственно после выхода из маточников.
А.Д.КОМИССАР,
кандидат биологических наук
Украина