Необходимость подробных знаний о процессах, происходящих в пчелиной семье на протяжении годового цикла ее жизни, для практического пчеловодства несомненна. Только владея ими, пчеловод может вполне грамотно управлять поведением пчел, вести пасечное хозяйство, извлекая максимальный доход.
Описывая основные изменения в семье пчел, отмеченные в активный весенне-летний период жизни и чередующиеся одно за другим, Е.Герстунг (1910) называл их «ступенями влечения». Им были перечислены следующие «ступени»: «усиленное развитие рабочей детки, постройка сотов, развод трутней и закладка маточников». Автор, называя их «правильной восходящей степенью развития пчелиной семьи», в то же время отмечал, что «более сильным использованием какой-либо низшей ступени, можно задержать на долгое время появление следующей, высшей».
Подробный анализ жизни пчел в течение года дал Е.Цандер (1927), который рассматривал в нем три периода: период размножения рабочих пчел, период обновления матки, период покоя. Каждый включал в себя целый ряд происходящих изменений: очистительный облет, начало червления и развитие расплода, роение, главный взяток, избиение трутней и т.д. Период роения и связанные с ним явления автор объяснил как процесс смены и обновления маток.
В последующем ряд авторов давали различные классификации периодов жизни пчел в течение года. Ф.А.Тюнин (1926), П.С.Щербина (1958), Г.Ф.Таранов (1961), Ф.А.Лаврехин, С.В.Панкова (1971) рассматривали в пределах весенне-летнего периода жизни пчел три-четыре: смена зимовалых пчел, интенсивный рост семьи, накопление избытка молодых особей, наращивание зимующих пчел. Внимание авторов главным образом сосредотачивалось на изменении силы семьи: ее увеличении или уменьшении. В целом следует отметить положительное значение данных классификаций в изучении жизни пчел. Существенным недостатком их является то, что качественные изменения, происходящие в каждом из периодов, были представлены или не полно, или бессистемно. Кроме того, при их рассмотрении не были сделаны конкретные выводы и не даны рекомендации для более прогрессивных методов пчеловождения.
С.В.Жданов (1961) рекомендует различать рост пчелиной семьи от ее развития. Под ростом он понимает изменение количества особей в семье, которое может быть положительным или отрицательным. Зимой и в начале весны рост числа пчел отрицательный или слабо положительный, что зависит от соотношения между количеством отмирающих и нарождающихся особей. Позднее, весной и в начале лета, рост — положительный, с наступлением роения и главного взятка — затухающий. С момента окончания главного взятка — резко отрицательный. За одну-две недели количество пчел в семье может уменьшиться до 50%. Затем, до начала зимовки и зимнего размножения, чаще наблюдается затухающий отрицательный рост. На фоне происходящих изменений силы семьи в годовом ее цикле жизни автор рассматривает следующие периоды развития (нумерация периодов по С.В.Жданову автором статьи изменена и приведена в соответствии с началом сезонных работ на пасеке).
Первый период — период весеннего очистительного облета. Это первая неделя жизни пчелиной семьи после выставки из зимовника (или после первого облета при зимовке на воле). Для данного периода помимо начала летной деятельности характерно перераспределение кормовых запасов в гнезде после зимовки. Мед, оставшийся на крайних рамках, пчелы переносят ближе к расплоду, восстанавливая тем самым закономерную структуру гнезда, свойственную медоносным пчелам.
Второй период — период нарождения пчел зимней генерации (или поколения) — вторая и третья неделя после выставки. В это время заканчивается выход пчел зимней генерации. Отсутствует воскостроительство. Часто он совпадает с возвратными холодами, и пчелы заняты обогревом и воспитанием расплода. Со стороны пчеловода требуется обеспечение семей кормом и тщательное утепление гнезд.
Третий период — нарождение пчел весенней генерации — начинается с четвертой недели после очистительного облета. Отмечается воскостроительство, пчелы строят преимущественно пчелиные ячейки, матка увеличивает кладку яиц, идет заметный положительный рост семьи, чему способствует цветение ранних медоносов (ива, медуница и т.д.).
Четвертый период — период активного строительства — характеризуется строительством пчелиных и трутневых ячеек, наиболее высокой активностью пчел, связанной с воспитанием расплода. Отмечается положительный, интенсивный рост семьи, идет усиленный отстрой вощины, активный сбор пыльцы, нектара. В послеполуденные часы происходят интенсивные ориентировочные облеты молодых особей. Пчеловод должен стремиться как можно дольше продлить этот период, расширяя гнезда, увеличивая объем улья, загружая пчел строительством вощины. Наиболее радикальным для продления рабочего состояния пчел и предупреждения наступления последующего предроевого и роевого состояния является организация отводков.
В.И.МАРКОВ
г. Киров