За последние 60–70 лет во многих регионах России и других странах СНГ произошла и происходит бессистемная метизация пчел, приведшая к необратимым процессам, препятствующим восстановлению первоначального исходного местного чистопородного материала. Начиная с тридцатых годов прошлого столетия южных пчел в большом количестве завозили в центральную зону России, в частности для восстановления отрасли после больших потерь в Великую Отечественную войну (1941–1945 гг.) и главным образом в связи с необходимостью организации опыления энтомофильных культур и восстановления кормовой базы животноводства. Приходится с сожалением отметить, что особый размах метизация пчел получила благодаря часто научно необоснованной пропаганде использования помесей для получения эффекта гетерозиса. Эта точка зрения устойчива и по сей день, хотя получить дополнительную продукцию за счет гетерозиса на помесном фоне неизвестных пород и поколений практически невозможно.
До начала семидесятых годов метизация пчел шла в основном за счет завоза в северные районы кавказских пчел. В дальнейшем широкое распространение получила и карпатская порода пчел — наиболее перспективная для разведения и использования во многих регионах России и странах СНГ. Однако этот процесс шел бесконтрольно, что привело к созданию помесных, а не чистопородных массивов пчел. Особо сильно метизированы семьи в центральных и южных районах России. Это объясняется тем, что интенсивное земледелие требует эффективного опыления сельскохозяйственных растений пчелами, породы которых неравнозначны по зимостойкости и их полезной деятельности.
Бесконтрольное спаривание маток привело к образованию самых различных комбинаций морфологических признаков помесей. В самом деле, как в группах семей, так и в отдельных семьях отмечаются особи, которых по такому показателю, как длина хоботка, можно отнести или к среднерусским, или к кавказским, или к карпатским. То же самое можно сказать и о других признаках, часто наследование носит промежуточный характер. Учитывая сложную морфологическую путаницу при бессистемном спаривании маток разных пород, можно утверждать, что вероятность комбинационных изменений хозяйственно полезных признаков помесных пчел будет намного выше, так как коэффициенты вариации этих показателей значительно превосходят показатель изменчивости экстерьерных признаков.
Особенно сильно пострадала от бесплановой метизации среднерусская порода пчел, которая практически исчезла в некоторых местах ее традиционного разведения. Такая картина наблюдается в Московской, Ивановской, Владимирской, Тульской, Рязанской, Тверской, Курской, Волгоградской и других областях. Большого внимания заслуживает породный состав пчел Ставропольского и Краснодарского краев, так как эти регионы являются основным поставщиком пчелоразведенческой продукции.
В Ставропольском крае разводят в основном карпатскую породу пчел, которая во многих местах существенно метизирована серой горной и кубанской; в Краснодарском — серую горную кавказскую породу. Несмотря на это, сюда ежегодно завозят значительное число карпаток, главным образом, за счет приобретения плодных маток в хозяйствах Ставропольского края. Это не может не сказаться на породном составе пчел Краснодарского края. И в настоящее время здесь они представлены помесями серых горных кавказских и карпаток. Кроме того, они несут на себе отпечаток глубокого воздействия кубанских пчел, так как во многих случаях имеют желтую окраску тергитов. Учитывая отсутствие в большинстве районов контролируемых зон спаривания маток и трутней, значительную повсеместную насыщенность пчелами, кочевое пчеловодство и некоторые другие факторы, можно утверждать, что пчелы Краснодарского края, за исключением горных стационарных пасек Краснополянской ОСП и некоторых других хозяйств, представляют собой помеси различного происхождения.
Анализируя ситуацию с породностью пчел, трудно согласиться с тем, что только их завоз и пропаганда содержания помесных семей — причина повсеместной метизации. Отличаясь аналитическим мышлением и консерватизмом, пчеловоды вряд ли хорошее меняли бы на плохое и неизвестное. Дело в другом. Изменились условия, и в первую очередь кормовая база, при которой сформировалась среднерусская порода пчел, приспособленная к использованию бурных и значительных медосборов. Стали другими требования к уходу и содержанию пчелиных семей, расширились возможности использования пчел, в том числе в пакетном и матковыводном пчеловодстве, на опылении культур в защищенном грунте, где среднерусские пчелы уступают другим породам. И наконец, злобивость и ройливость этой породы не отвечают интенсивным технологиям содержания и использования семей особенно при увеличении их численности на приусадебных пасеках и в хозяйствах.
Думаю, что большинство пчеловодов завозят инородных пчел в места разведения среднерусской породы с целью увеличения производства продуктов пчеловодства, получения большего дохода от содержания пчел, при этом меньше всего беспокоясь о соблюдении плана породного районирования. Уместно напомнить, что темные лесные европейские пчелы, завезенные в Америку, Австралию и Новую Зеландию, при освоении этих земель и по мере развития сельского хозяйства были заменены, как не соответствующие требованиям интенсификации аграрного производства, другими породами, в основном итальянской, отличающейся высоким темпом развития, умеренной злобивостью и ройливостью. То же самое произошло и в большинстве западноевропейских стран, где традиционно разводимая темная европейская лесная пчела была заменена на менее злобивую и ройливую краинскую породу, восточная ветвь которой — карпатка.
Не обсуждая положительные и отрицательные стороны существовавшего и существующего планов породного районирования пчел, необходимо отметить, что в том виде, в котором они созданы, достичь чистопородного разведения в отдельных районах с их помощью невозможно, так как их ориентация на разведение нескольких пород без учета содержания пчел в соседних областях, краях и республиках противоречит созданию однопородных массивов пчел. А если к этому добавить, что пчеловоды даже в заповедных по пчеловодству зонах решают породные проблемы самостоятельно и без учета требований плана породного районирования, становится ясным, что действие последнего остается только на бумаге.
Следует ориентировать пчеловодов на зональность однопородного содержания пчел. Например, в европейской части России можно выделить три зоны. Первая — горная и предгорная часть Северного Кавказа, здесь нужно заниматься разведением серых кавказских пчел; вторая — равнинная часть Северного Кавказа и центральная зона — подойдет для разведения карпатских пчел; третья — северная зона — место разведения среднерусских пчел. Границы этих зон должны быть научно обоснованы с учетом числа пчелиных семей, их кровности по той или иной породе и перспектив развития отрасли в данном регионе. В Сибири, без сомнения, следует разводить только среднерусскую породу пчел, на Дальнем Востоке — дальневосточную.
Чиновникам по пчеловодству и горе-патриотам, ратующим о повсеместном сохранении и разведении среднерусских пчел, надо сказать, что вместо пламенных речей с высоких трибун и экранов телевидения лучше позаботиться о выделении средств под целевые программы по селекции среднерусских пчел на миролюбие и приспособленность к новым экологическим условиям и кормовой базе и на создание пчелопитомников этой породы.
Ю.А.ЧЕРЕВКО,
профессор
Кафедра пчеловодства МСХА