Не только из чувства большой любви и привязанности к пчелам и в целом к пчеловодству, а также из гражданского долга и ответственности хотел бы сказать пчеловодам: обратите внимание на состояние нашей отрасли в России. За 55 лет моей практики в ней отмечались подъемы и спады, но то, что происходит в последние 10–12 лет, трудно себе представить. Я расскажу о фактах, имеющих место в пчеловодстве в целом и в частности у хозяев пасек. Те, кто получает журнал «Пчеловодство», читали мою статью «Забытый капитал на государственном уровне». Что же изменилось в плане оказания помощи этой отрасли со стороны правительства? Ничего! Наоборот, ситуация только ухудшилась. Из-за незаинтересованности в ее работе, без учета, что пчелы — главные опылители сельскохозяйственных растений, обеспечивающие прибавку урожая до 90%, на полях во многих хозяйствах бесконтрольно применяют пестициды. В результате идет отравление пчел и гибель семей. При встречах, организованных через представителей советов ветеранов в районах Омской области, выясняются все беды пчеловодов. Отмечается отсутствие литературы и, как следствие, отсутствие знаний биологии пчелиной семьи. Во многих книгах авторы излагают лишь теорию, а с точки зрения практики в них мало информации, поэтому начинающие пчеловоды, не имея конкретных рекомендаций, теряют пчел и бросают заниматься пчеловодством.
Мне приходится много ездить по деревням и селам, где видел удручающее состояние семей на пасеках. У многих пчеловодов ульи заросли травой, летки открыты, в них беспрепятственно влетают осы, шмели, шершни, заползают уховертки и даже мыши. О каком развитии семей и какой существенной продуктивности может идти речь, если пчелы испытывают постоянный стресс? У некоторых пчеловодов ульи стоят на земле или непосредственно у помещений скотного двора, где попахивает навозом. На пасеках нет поилок в течение всего весенне-осеннего сезона. Отсутствие элементарных знаний по пчеловодству приводит к антисанитарии, а отсюда — и заболевания пчел, и все то, что приводит к снижению продуктивности семей. Да и как пчеловодам повышать знания, если они не выписывают журнал «Пчеловодство» (например в г. Тара Омской обл. на почтамте нет каталога Роспечати, в котором указан журнал, однако в 70 км от него, в райцентре Седельниково, его можно выписать). Не знают пчеловоды и о существовании газеты «Пасека России». Отсюда и примитивщина в занятии пчеловодством, которая приводит к тому, что на пасеках находят ослабленные и больные семьи, которые не развиваются, да и как им развиваться, если в гнездах отсутствует достаточное количество меда и перги, а на пасеках нет воды. Еще пример: получил письмо из Дагестана, начинающий пчеловод купил 10 семей, все на пяти рамках. За три года они не увеличили силу и не дали меда. Такие же письма поступают из России. По просьбе пчеловода привез ему свою книгу «Все о пчелах и о меде», время — полдень, третья декада мая, а на его пасеке ульи обернуты одеялами, брезентом и так далее. Снимая утепление, обратил внимание на закрытые летки. Для разнообразия приведу еще один пример: тоже привез книгу в село и узнал, что пчеловод каждую ночь затыкает в ульях соседа летки, чтобы его пчелы принесли больше нектара. Неоднократно слышал о подобных ситуациях.
Посещая районы области, оставляю в редакциях районных газет обращение к сельчанам и горожанам содержать в каждом дворе или на садовом участке по 3–5 семей. На встречах с пчеловодами призываю их совместно создавать кормовую базу для пчел, а опытных хозяев пасек обучать начинающих. В городе и в районах общества пчеловодов-любителей, агентства изолировались от пчеловодов, занялись коммерцией, а не их обучением. В советское время я занимался обучением пчеловодству в школах, а сейчас столкнулся с тем фактом, что ознакомление школьника с этой дисциплиной практически невозможно из-за нагромождения программных методик.
Пчелы воспитывают в человеке доброту, и это уже обязывает каждого пчеловода передавать свои знания другим без корысти. Что же мы имеем в реальной действительности: незнание биологии семьи, ее физиологических возможностей, взамен пчеловоды придумывают свои «новшества», патентуя их и предлагая другим. Так, Пантелеев из Волгоградской области придумал породу пчел «казачка», которая не имеет ничего общего с достижениями науки и практики, прося за свой метод высылать ему 2000 рублей. Это и есть корысть личного интереса, а не интерес познания пчел. Я получаю множество писем (в отдельных до 22 вопросов) об их содержании. Независимо вложен конверт с обратным адресом или нет, я без корысти отвечаю.
Бесконтрольный завоз южных пород, в том числе и в Омскую область, кроме вреда, местному пчеловодству ничего полезного не дал. Появились заболевания, происходит вырождение среднерусской породы. Усугубляет ситуацию применение химических препаратов для лечения пчел с нарушением инструкций. В области отсутствует ветеринарная служба, которая могла бы оказывать помощь пчеловодам в своевременной обработке семей. Рекомендую использовать биологический метод защиты пчел от болезней. Лучшим лекарством для них миллионы лет были мед, перга (пыльца) и прополис. В настоящее время пчеловоды помешались на закармливании семей сахарным сиропом, который не является лекарством, а вред пчелам приносит. Ульи обжигают паяльной лампой, выжигая прополис – главный антибиотик.
К сожалению, всех недостатков, имеющих место в пчеловодстве, не сосчитать. Правительство России забыло о дополнительном капитале от опыления сельскохозяйственных растений, реализации воска и меда, поэтому никакой помощи утопающей отрасли нет, а ведь она одна из самых рентабельных в сельском хозяйстве.
В.М.ГОНЧАРЕНКО
г. Омск
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.