Многолетнее приобщение к удивительному и сложному миру медоносных пчел, вызывающему комплекс восторженных чувств, непознанных загадок, объективно выводило меня на еще более сложный, запутанный и противоречивый мир человеческих отношений. Там, где возникают отношения, связанные с любой формой и видом деятельности, они всегда замыкаются на сложном и решающем факторе — культуре.
Цель моей статьи — показать хотя бы вкратце прямое влияние общей культуры на результативность такой хрупкой и требующей всестороннего внимания от человека, общества и государства отрасли, как пчеловодство.
Многолетнее взаимоотношение с многоликим сообществом пчеловодов привело меня к печальным выводам, что отрасль у нас никогда не поднимется с «колен» из-за кустарничества, дикого запущения и экстенсивного характера развития, если мы не сделаем смелые и решительные шаги в целях овладения общей культурой, а через нее и культурой пчеловодства.
Наверняка мои возмущенные оппоненты как из рога изобилия посыпят контраргументами, которые будут носить какой угодно характер, но только не конкретный. Главное, что должно определять судьбу отрасли, — это высокий уровень общей культуры.
Просматривая подшивки журнала «Пчеловодство» с 1945 г. по настоящее время, я не увидел ни одной статьи, в которой прямо или косвенно поднималась очерченная мной проблема.
Почему в стране, давшей таких деятелей пчеловодной культуры, как Н.М.Витвицкий, П.И.Прокопович, А.М.Бутлеров и многих других, столь необходимая отрасль сельского хозяйства находится в состоянии крайнего упадка, чиновничьего равнодушия и отсутствия государственного внимания? Особо не раздумывая, отвечу: «Низкий уровень общей культуры, в том числе и пчеловодной!»
Много лет пытался найти в литературе такое емкое и важное понятие, как «культура», но четкого определения отыскать не смог, пришлось самому доработать. Вот что получилось: «культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования и характеризующих уровень качества и эффективность развития производительных сил общества». Пчеловодная культура — это органическое единство материальных и научных факторов, характеризующих уровень, качество и эффективность развития отрасли.
Необходимо определиться, чем эта отрасль должна являться для экономики страны. Вот что по этому поводу писал один из столпов российского пчеловодства А.Е.Титов: «Пчеловодство при его умелом ведении по праву можно считать самой выгодной и доходной отраслью сельского хозяйства. Ни одно земледельческое или какое-либо другое занятие при одинаковых затратах труда, времени и капитала не может дать такого дохода, какой дает пчеловодство». Но главный доход от содержания пчел, как известно, коренится в урожае, который получают благодаря опылению энтомофильных сельскохозяйственных культур. Этот доход в несколько раз превосходит реальную стоимость, полученную от реализации продуктов пчеловодства. Наша отрасль — самая рентабельная и малозатратная среди других отраслей сельского хозяйства. Печально, что государство этого не видит, а отсюда отсутствие его поддержки и внимания.
Косвенно мои слова подтверждает И.А.Шабаршов в своей книге «Русское пчеловодство»: «К началу Первой мировой войны в России выходило 15 пчеловодных журналов, а по числу изданий пчеловодная пресса занимала первое место среди изданий, посвященных другим отраслям сельского хозяйства».
К горькому сожалению, в нашей литературе изобилуют различные модификации систем ульев. Я считаю, что если речь идет о промышленном пчеловодстве, то для него приемлемы только многокорпусные, потому что промышленник должен работать корпусами, а не рамками, не заглядывать в каждый улей, чтобы проверить, как работает у него та или иная матка. Все они должны быть качественными, а все операции, связанные с беспокойством семей, — сведены к минимуму.
А.И.ДУРБАНОВ
г. Краснодар