В статье «Конфликт на дачной почве» (ж-л «Антенна» №31, 2007) написано, что члену садоводческого товарищества категорически запрещено содержать пчел на садовом участке. Правильно ли это?
Раньше чем рассматривать этот вопрос с правовой точки зрения, поставим другой вопрос: а много ли пчеловодов-любителей в садоводческих товариществах? Безошибочно можно сказать: один-два и обчелся. Поэтому в тех товариществах, где хорошо знают важную роль пчел в повышении урожая плодов и ягод, не препятствуют держать на участке 2–3 семьи. Особенно если пчеловод-садовод занимает самый крайний участок в товариществе и его подопечные не мешают отдыху соседей. На этом основании давать категорически отрицательный ответ на данный вопрос ошибочно.
Рассмотрим вопрос с правовой точки зрения. Ответ на него четко дан в Федеральном законе №112-Ф3 от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве». В соответствии с законом личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В ст. 6 закона среди имущества, используемого для ведения личного подсобного хозяйства, названы и пчелы.
К сожалению, даже при таком разрешенном законом праве суды по жалобам соседей принимают решения не в пользу пчеловодов на том основании, что одна-две пчелы (возможно, это осы, но «виноваты» все равно пчелы) ужалили соседа или соседку. Хочу посоветовать пчеловодам-любителям строго соблюдать правила содержания пчел, а решения судов обжаловать в вышестоящие суды.
Несколько сложнее вопрос о праве содержать пчел на садовом участке в садовом товариществе. В Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с последующими изменениями и дополнениями дано разъяснение, для каких целей предоставляется гражданину садовый, огородный или дачный земельный участок.
Садовый земельный участок предоставляется или приобретается для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. Дачный — для отдыха, на нем можно возделывать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые, другие сельхозкультуры. На огородном участке можно выращивать ягодные, овощные, бахчевые, другие сельхозкультуры, картофель. В законе не названо право членов таких объединений содержать на участках пчел, но нет и запрета.
Учредительным документом перечисленных объединений закон называет их устав. Закон также указывает, какие права имеют члены объединений, но он не исчерпывающий. Закон дает право членам объединений совершать и иные действия, не запрещенные законодательством. Как уже было отмечено, содержать пчел не запрещено законодательством, но такое право может быть дано уставом объединения. Таким образом, если общее собрание членов объединения с целью повышения урожайности плодовых и ягодных культур даст право желающим содержать на своем участке, например, не более трех семей пчел, о чем запишет в уставе, то это не будет противоречить действующему законодательству. Конечно, следует соблюдать все правила их содержания.
Кстати, в Законе «О пчеловодстве» Краснодарского края записано, что размещение ульев и пасек в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях регулируется их учредительными документами.
Право содержать пчел на садоводческом участке с соблюдением санитарных и ветеринарных правил и без ущерба нормальному отдыху на соседних садовых участках было закреплено и в типовом уставе садоводческого товарищества, утвержденного постановлением от 31 марта 1988 г. №112 Совета Министров РСФСР.
В проекте Федерального закона «О пчеловодстве», поддержанном Государственной Думой России и Советом Федерации (с его концепцией соглашался и Президент Российской Федерации), также содержалась норма, в соответствии с которой число пчелиных семей в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях регулируется их учредительными документами.
Итак, пчел в перечисленных объединениях содержать можно, если такое право члену объединения будет предоставлено уставом объединения.
Н.АCТАФЬЕВ,
почетный работник Прокуратуры РФ,
старший советник юстиции