Биология пчелиной семьи

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Воскресенье октября 25, 2020
Russian English French German Italian
поведение пчел

◄ Начало

поведение пчелЛегче всего у пчел вырабатываются условные рефлексы на запах и цвет пищевого объекта (Лопатина, 1970). Запах подсолнечника или клевера пчелы запоминают практически с первого раза, и уже при втором посещении более чем 95% особей выбирают кормушку с нужным запахом. С запахом тысячелистника такие показатели достигаются только после 6–10 попыток.

Из необычных стимулов, на которые удается обучать пчел, упомянем направление поворота. Различают ли пчелы «правое» и «левое» относительно оси собственного тела независимо от конкретных ориентиров на маршруте? Чтобы выяснить это, пчелу приучали залетать в открытый сверху непрозрачный вертикальный цилиндр около 0,8 м в диаметре. На внутреннюю стенку цилиндра помещали горизонтальную планку с двумя одинаковыми с виду кормушками, расположенными в нескольких сантиметрах друг от друга.

 

 

В одну кормушку, например правую, наливали сахарный сироп, в другую — раствор поваренной соли. Пчелы, залетая внутрь цилиндра, приближались к кормушкам примерно от оси цилиндра. Таким образом, одна кормушка всегда оказывалась справа, а другая — слева относительно направления движения насекомого. Положение планки с кормушками регулярно меняли, и направление поворота (направо — налево) при выборе одной из двух кормушек оставалось единственным признаком, по которому можно было найти приманку. Многие (но не все) особи садились на кормушку с приманкой с первой попытки чаще, чем это могло бы быть случайно. Обычно, чтобы обучиться, пчеле требовались десятки повторений. Следовательно, они способны различать такие понятия, как «правое» и «левое».

У пчел возможна также выработка условного рефлекса «на отношение». Если предложить пчеле пару одинаковых фигур разного размера, например два круга, она спонтанно предпочтет большую фигуру. Это объясняется тем, что в природе обычно более крупные цветки содержат больше нектара, поэтому ее поведение адаптивно. Однако, если сочетать приманку с меньшей фигурой, а более крупную — с раствором поваренной соли, пчела выбирает меньшую.

Помимо улавливания одиночных стимулов пчелы способны улавливать и их сочетание. Одной из самых сложных задач является опознание тройного сочетания цветов. Рассмотрение задач такого уровня сложности вплотную подводит нас к вопросу об «интеллектуальных» возможностях этих насекомых.

Эксперимент по изучению способностей пчелПод «интеллектуальными», или когнитивными, способностями понимается способность усваивать не просто конкретные стимулы, а логику ситуации, законы, по которым можно достигнуть цели. Одним из первых, кто начал целенаправленно изучать интеллектуальные способности пчел, был профессор Г.А.Мазохин-Поршняков. Наиболее показательны эксперименты по обобщению пчелами зрительных стимулов. В результате многостадийного обучения удавалось сформировать у них различные обобщенные понятия, например «треугольник» и «четырехугольник» (рис. 3).

На первой стадии эксперимента пчелу по методике Фриша тренировали различать определенный треугольник и четырехугольник; на второй — той же пчеле предлагали новую пару фигур — вновь треугольник и четырехугольник, но иного размера и с иным соотношением сторон. В начале каждой новой стадии эксперимента проводили так называемый экзамен, то есть убирали приманку с тестовых фигур, чтобы дополнительно исключить возможность ориентации по каким-то признакам, связанным непосредственно с приманкой.

Как и следовало ожидать, в начале второй стадии пчелы исходно выбирали фигуры случайно. Имеющийся у них опыт пока что не позволял выделить признак, указывающий на приманку. Тогда провели обучение на второй паре фигур и перешли к третьей — предложили пчелам третью пару новых фигур. Отметим, что здесь уже наблюдалось заметное предпочтение фигуры с тем числом углов, на которое ранее велась тренировка. Наконец, на четвертой стадии эксперимента, с еще одной парой фигур, предпочтение стало совершенно четким. Таким образом, пчелы могут вести себя так, будто умеют считать число углов.

Перечислим основные задачи, с успехом предлагавшиеся пчелам: различение карточек с одним, двумя и тремя пятнами независимо от размера и взаимного их расположения («счет до трех»); выбор двухцветной фигуры среди одноцветных независимо от размера, формы и конкретных представленных в фигурах цветов; выбор фигур, состоящих из цепочек контурных кружков по принципу «черный маркер находится с края цепочки», и другие.

 

 

Итак, в целом ряде работ доказана способность этих насекомых к операциям, которые нельзя расценить иначе как свидетельство их способности к «интеллектуальной», или когнитивной, деятельности. Если подойти к пчелам с теми же объективными критериями, что применяют для высших позвоночных, приходится признать, что они не уступают им. Сходство в поведении насекомых и позвоночных тем более интересно, что оно является конвергентным: сходные типы поведения формировались независимо на базе несхожих типов нервной системы.

В.М.КАРЦЕВ

МГУ, кафедра энтомологии

Поделиться с друзьями
Читайте также

 

События

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

ГИПП

VKFacebookOKTwitter

Сейчас на сайте 150 гостей и нет пользователей

Яндекс.Метрика