Современные способы определения тепловидения открывают широкие возможности для исследования состояния живых систем, включая мелких животных со слабым инфракрасным излучением, к числу которых относятся и развивающиеся пчелиные матки.
Они позволяют с высокой надежностью дистанционно измерять температуру объекта посредством принимающей антенны, которая может находиться на расстоянии нескольких десятков сантиметров от него.
Таким образом, безопаснее для маток и с меньшими затратами труда и времени их дифференциацию на развивающихся и погибших обеспечивает дистанционный контроль теплового поля на поверхности маточников. Он позволяет выявлять их состояние непосредственно на рамке-штативе.
Жизнеспособность развивающихся маток определяют по абсолютному значению поверхностной температуры (рис.). Маточники, имеющие слабовыраженные тепловые поля, бракуют. Их удаление из рамки-штатива позволяет перегруппировать оставшихся, разместив их компактно в ее центральной части в центре гнезда, где, как известно, пчелы поддерживают оптимальный микроклимат для развития маток.
Для тепловизионной диагностики развивающихся маток использовали тепловизоры «ИРТИС-2000» и «ThermaCam SC3000». Первый имеет высокое температурное разрешение(0,05°С), а второй — пространственное (1,1 мрад), что позволяет измерять одновременно температуру поверхности всех маточников, находящихся на рамке-штативе, которая размещается на расстоянии 40–50 см от принимающей антенны тепловизоров. Сканирование продолжается в течение 5–6 с.
Измеряли яркостную температуру, которая несколько отличается от истинной (для ее пересчета использовался коэффициент излучения 0,96).
Тепловизионную диагностику жизнеспособности развивающихся маток провели трехкратно в процессе искусственной репродукции в течение летнего сезона 2006 г. Всякий раз в семье-воспитательнице (без матки) размещали по одной рамке-штативу с 39 личинками. Их переносили в искусственные мисочки. При первой прививке пчелы приняли 33 личинки, при второй — 30, при третьей — 32 личинки.
Первую тепловизионную диагностику состояния маток в запечатанных маточниках, проводили через семь суток от начала их развития в семье-воспитательнице. Перед этим с поверхности маточников смели щеткой всех пчел (как отмечалось ранее, встряхивание рамки-штатива с маточниками недопустимо). По разогреву поверхности маточников в первой прививке выявили гибель трех маток, во второй — двух и в третьей — пяти.
Вторую тепловизионную диагностику проводили за 1,5±05 сут до завершения ими постэмбрионального развития маток. На этой фазе их развития в первом цикле репродукции по результатам тепловизионной диагностики отнесли к погибшим 13, во втором — 3 и в третьем — 8 особей. Об этом свидетельствовала относительно низкая температура поверхности маточников (на 3,4±0,9°С ниже, чем у тех, в которых матки через 1–2 дня завершили свое развитие и вышли из маточников).
Контрольную (заключительную) оценку состояния развивавшихся маток проводили по определению их массы (взвешивали на торсионных весах) и осмотру тех маточников, из которых матки не вышли. Масса маток непосредственно после выхода из маточников находилась в пределах 198–220 мг, что соответствовало норме.
Во вскрытых маточниках с относительно низкой температурой обнаруживали мертвых особей, которые погибли на разных стадиях постэмбрионального развития. Это подтвердило достоверность результатов тепловизионной диагностики жизнеспособности развивающихся маток в маточниках, что говорит о возможности использования дистанционного контроля теплового поля на поверхности маточников в матковыводных хозяйствах.
Е.К.ЕСЬКОВ,
В.А.ТОБОЕВ, М.Д.ЕСЬКОВА