В патогенезе аскосфероза помимо возбудителя важные роли играют сила семей, возраст матки, полноценные корма, соблюдение зоогигиенических норм в расширении и утеплении гнезда. Рассмотрим некоторые факторы, регулируя которыми можно в определенной степени повысить сопротивляемость семей пчел к аскосферозу и другим заболеваниям.
Температура семьи формируется под влиянием сложных биологических процессов в гнезде, где тепловой режим зависит от ее состояния, жизнедеятельности и находится под влиянием температуры внешней среды. Так как температура и влажность взаимосвязаны, то при изменении влажности гнезда пчелы приводят в соответствие его температуру. Положение осложняется в том случае, когда изменение этих факторов связано с несоблюдением норм по уходу и содержанию пчел (преждевременное расширение гнезда независимо от силы семей и внешней температуры; обильная подкормка жидким сахарным сиропом и многое другое), с проведением лечебных обработок против аскосфероза и других заболеваний без учета времени сезона, состояний семьи, погоды, формы лекарственного препарата и ряда условий, способных нарушить микроклимат пчелиного гнезда.
Для изучения влияния некоторых абиотических факторов, в частности температуры и влажности, на течение аскосфероза мы поставили опыты на двух группах семей: недостаточно утепленных при расширенном гнезде, особенно весной; утепленных и сокращенных в соответствии с их силой. В двух группах учеты проводили после применения микоцидов в разных формах. Температуру и влажность в гнездах замеряли многоточечным термометром из 18 датчиков, предназначенных для показаний «сухого» и «увлажненного» термометров. По психометрической таблице рассчитывали относительную влажность. Одновременно регистрировали внешнюю температуру и относительную влажность воздуха. Показания внешней температуры сопоставляли с проявлением аскосфероза в гнездах пчел.
Установлено, что внешняя температура в определенной степени отражает динамику проявления инфекции. В 1996 г. высший пик клинических признаков аскосфероза в условиях средней полосы проявился во второй декаде мая и продолжался до конца месяца. В это время цвели сады, но при относительной влажности 80-84% внешняя среднедневная температура была немного выше 10 С, что мешало активному лету пчел. Последующее обострение заболевания наступило во второй декаде июня, которое совпало с понижением температуры в этот период. Среднедневная температура была 12,4 ± 0,9 С с колебаниями от 10,4 до 14,5 С. В последующие годы опыты повторили. Измерения наружной температуры и относительной влажности воздуха с апреля по сентябрь 1998 г. (замеряли температуру ежедневно в двух местах на территории пасеки) показали, что среднедневная температура в апреле и мае составила соответственно 12,4 ± 2,94 С и 15,6 ± 2,2 С при относительной влажности 62,3 ± 9,7% и 80,7 ± 8,0%. (В конце апреля и в мае ночью температура понижалась до заморозков.) Таким образом, температура, зафиксированная в весенний период, то есть в период интенсивного развития семей, не была достаточно высокой для летной деятельности пчел и поддержания необходимой сопротивляемости заболеванию. Аскосфероз проявился в начале мая и регистрировался до июня. Пик инфекции вырос во второй декаде июня, но уже из-за сильной жары в дневное время, что сократило принос нектара и пыльцы. На течение аскосфероза в данном случае оказывали негативное действие оба фактора: абиотический — значительное снижение или повышение температуры и биотический — отсутствие медосбора.
Замеры температуры внутри гнезда показали, что при одинаковом зоотехническом состоянии семей, но различном их утеплении и сокращении этот показатель колеблется от 5,2 до 4,7 С. В гнездах семей, хорошо утепленных и сокращенных, средняя температура находилась в пределах 35,2-35,7 С. В семьях с расширенными гнездами, где отсутствовало боковое утепление при недостаточном верхнем, температура понижалась до 30°С и становилась более благоприятной для развития гриба Ascosphaera apis.
На страницах журнала уже сообщалось, что в результате резкого сокращения гнезда (особенно весной) в нем лучше сохраняется тепло и меньше проявляется аскосфероз (А.И.Скибенок, 1999). По нашим наблюдениям, снижение температуры в расплодной части гнезда по разным причинам (чрезмерное расширение сотами, отравление пестицидами) положительно сказывалось на проявлении аскосфероза.
Для дополнительного подтверждения влияния внешней температуры на проявление аскосфероза были проведены лабораторно-пасечные опыты. Для этого прогревали и охлаждали кусочки сотов (10 х 10 см) с открытым и запечатанным расплодом, а затем помещали их в расплодную часть гнезда. При осмотре печатного расплода, прогреваемого в течение 2 ч в термостате при 45 С, отклонений в его состоянии замечено не было. Однако спустя трое суток после помещения его в гнездо почти 50% ячеек было вскрыто, а личинки удалены пчелами. Неповрежденный пчелами расплод продолжал развиваться. После трех суток нахождения в гнезде в расплоде, предварительно выдержанном 2 ч при 10-12 С, в 20% ячеек диагностирован застуженный расплод. Признаки аскосфероза отсутствовали в обоих случаях.
В кусочках сотов с открытым пчелиным расплодом, находящимся 2 ч при температуре 45 С, 10% личинок (из 120) погибли, у семи появились признаки аскосфероза. Погибшие личинки аскосферозом не поражались. В открытом пчелином расплоде, находящемся 2 ч при 10 С, через четверо суток отметили 5% погибших личинок и 12% пораженных грибом Ascosphaera apis. На контрольных участках сотов с открытым расплодом, выдержанных на территории пасеки в течение указанного выше времени при 23 С, погибшего расплода не было, признаки аскосфероза отмечались у двух личинок из 120. Полученные данные показали, что прогревание, охлаждение и выдержка сотов вне гнезда приводят к появлению заболевания только у открытого расплода, причем более негативное действие оказывает охлаждение. Не исключаем, что помимо температуры в гибели и появлении больного расплода сыграл свою роль и фактор стресса — удаление и возвращение расплода в гнездо семьи.
В пасечных опытах, проведенных на 15 семьях, установлено, что обработка микоцидами в форме растворов (даже в теплом виде) при опрыскивании ими сотов приводила к повышению влажности и понижению температуры внутри гнезда. Температура снижалась на 4-5 С, а повышение ее нормы наступало через 3-4 ч, что отрицательно сказывалось на состоянии расплода. После курса лечения растворами препаратов в семьях довольно часто отмечали признаки застуженного расплода, особенно на боковых верхних углах сотов и в нижних частях, куда после обработки продолжал стекать лечебный раствор. От растворов, особенно водных, больные личинки (частично мумифицированные, а иногда и мумии), как правило, разбухали и плотно прилегали к стенкам ячеек, заполняя весь объем, откуда пчелы не в состоянии были их извлечь. Они их запечатывали. Отмеченное наблюдали после применения дикобина, аскомизола и других препаратов, особенно в случае обработок при прохладной для лета пчел погоде. При этом у внешне здорового расплода в центре ячеек отмечались едва заметные отверстия. Иногда восковые крышечки не прилегали к содержимому ячеек и при вскрытии в них были видны разбухшие от влаги личинки. Пчелы их не извлекали, а защищались от инфекции печаткой. Они удаляли больной расплод после подсыхания личинок и втягивания крышечек внутрь ячеек.
Лучший лечебный эффект, по нашим наблюдениям, с устранением указанных недостатков достигается при опыливании пчел порошкообразными препаратами. Микоцид, внесенный в гнездо в форме порошка, ускоряет подсыхание больного расплода, что повышает эффективность удаления его пчелами. Эффективно используются с сахарной пудрой нистатин и аскосан. Методом опудривания смесь из 100 г сахарной пудры и 0,5 г (2 млн ЕД) нистатина вносят в улей, распыляя препарат через двухслойную марлю из расчета 10 г смеси на сот с пчелами. Обработку повторяют через 5-7 дней. Режим использования аскосана такой же, как и нистатина, только к 100 г пудры добавляют 1 г препарата, а на сот расходуют 5-6 г лечебной смеси.
В семьях, пораженных аскосферозом, отмечено снижение массы трутней, летных и ульевых пчел. Для исследования отбирали более 100 проб патматериала от 70 семей. На четырехдиапазонных торсионных весах взвешивали более 2000 особей из гнезд больных и условно здоровых семей. При слабой степени поражения аскосферозом (до 10 больных личинок на сот с учетом мумифицированных на дне улья) масса летных пчел (конец июля) в среднем из расчета на пчелу была 96,3 ±9,15 мг. При средней степени заболевания (от 10 до 50 пораженных личинок на сот) этот показатель был ниже и составлял 80,3 ± 8,95 мг. Средняя масса одного трутня равнялась 226,5 ± 18,2 и 209,5 ± 8,7 мг соответственно при слабой и средней степенях поражения. В условно здоровых семьях средняя масса одной летной пчелы и трутня в конце июля соответственно была 106,7 ± 14,5 и 240,7 ± 4,8 мг. Средняя масса одной внутриульевой больной пчелы (бескрылой), развивающейся в условиях семьи при сильной степени поражения аскосферозом (от 50 и выше пораженных личинок на сот с учетом их на дне улья), была 79,8 ± 7,0 мг. В условно здоровой внутриульевой семье (без клинических признаков) этот показатель равнялся 130,7 ± 18,7 мг, то есть был в 1,6 раза больше. Следует заметить, что на массу особей пчелиной семьи влияло не только заболевание, но и отсутствие или недостаток кормовых запасов. Отсутствие медосбора и критический запас меда в гнездах (от 4 кг и меньше) также приводили к прогрессированию инфекции и снижению средних показателей массы особей пчелиной семьи.
Таким образом, в соответствии с силой пчелиных семей следует поддерживать, особенно весной, зоогигиенические нормы в расширении гнезда; в зависимости от внешней температуры обеспечивать пчел хорошим утеплением, так как колебания температуры, особенно ее снижение, благоприятствуют развитию аскосфероза.
Необходимо поддерживать в гнездах определенный запас кормов, не допуская его снижения до критического уровня. На течение аскосфероза оказывают положительное действие не только температура (особенно ее низкие значения) и влажность, но и отсутствие кормовых запасов, в частности прекращение или спад медосбора.
Обработка микоцидами в форме растворов приводит к повышению влажности и понижению температуры внутри гнезда. Лучший лечебный эффект достигается при опыливании пчел порошкообразными препаратами.
В семьях, пораженных аскосферозом, особенно в средней и сильной степени, средняя масса трутней, летных и ульевых пчел по сравнению с массой тех же особей из условно здоровых семей уменьшается в 1,2; 1,3 и 1,6 раза из расчета на одно насекомое соответственно. На этот показатель влияет не только наличие заболевания, но и недостаток кормовых запасов.
Л.Ф.СОЛОВЬЕВА
НИИП