Как правило, жуки, встречающиеся в ульях медоносных пчел, в той или иной степени приносят вред семье. Однако имеются и полезные симбионты.
Так, весной 1996 г. в подморе с пасеки, находящейся в окрестностях г. Тюмени, были обнаружены жуки Margarinotus cadaverinus Hoffm. (семейство Histeridae — Карапузики).
Они имеют овальное тело длиной 6–7 мм, гладкое черное и блестящее. Маленькая голова тесно прилегает к передней груди, втягивается. Булава усиков овальная. Копательные ноги плотно прижимаются к телу. Лапки 5-5-5. Передние голени с 6–7 (+2) зубцами.
Длина личинки первого возраста около 5 мм, второго — 10–12 мм.
Эти жуки заселяют европейскую часть России, Сибирь (кроме севера тайги и тундры) и далее на восток до Якутии и Байкала, Кавказа, Казахстана и гор Средней Азии (Крыжановский, 1976). В Западной Европе они занимают территорию от Шотландии, Норвегии, Финляндии до Южной Испании, Греции; их можно найти в Турции, Иране, Израиле (G.Muller, 1960).
В доступной нам литературе не нашли упоминания о том, что этот вид был зарегистрирован в ульях медоносных пчел. Он чаще всего встречается на всевозможной падали. Реже попадается на вытекающем соке деревьев, в коровьем и лошадином помете, в курятниках, в гниющих грибах и растительных остатках и т. п. В Средиземноморье отмечен на пахнущих падалью цветках. Известны находки в норах грызунов (кролик, хомяк) и в гнездах хищных птиц.
Личинки жука поедают исключительно живую добычу, главным образом личинок мух (Muscidae, Calliphoridae, Eristalis и др.). Взрослые жуки наряду с питанием живыми насекомыми, преимущественно личинками мух и жуков других видов, способны кормиться также гниющим мясом.
Характер питания обусловливает обитание карапузиков в тех стациях, где концентрируются их жертвы. В весеннем подморе, особенно при зимовке в зимовнике, часто развивается множество личинок жуков и комнатной мухи (Musca domestica L.). Это вполне объясняет появление Margarinotus cadaverinus в весеннем подморе.
Период яйцекладки у этих жуков сильно растянут. Так, самка откладывает яйца с мая по июль: по 6–10 яиц в месяц. Интересная биологическая особенность карапузиков — их личинки имеют только два возраста, причем второй возраст (включая предкуколочную стадию) длится примерно вдвое дольше первого. Окукливание происходит в камере (коконе), построенной личинкой из частиц окружающего субстрата. При оптимальной температуре (23°С) яйцо развивается 6–7 дней; первый личиночный возраст длится около недели, второй — 14–16 дней (из которых половина приходится на предкуколочную стадию). Куколка развивается около двух недель; таким образом, весь цикл продолжается 41–44 дня (при температуре от 13 до 16°С — за 69 дней). Зимуют взрослые насекомые (в случае позднего отрождения зимовка происходит в куколочном коконе), которые способны зимовать дважды и даже трижды и откладывать яйца после второй зимовки.
Очевидно, что в связи с обнаружением этого вида в ульях медоносных пчел его следует рассматривать не только как сапрофила (обитателя падали), но и как апидофила (обитателя гнезд пчелиных). Но, учитывая, что подмор находится в улье не круглый год, жука следует отнести к группе случайных обитателей гнезда (фолеоксены), которые встречаются в основном в других местах обитания, но иногда посещают гнезда, привлекаемые туда личинками настоящих сожителей из других групп насекомых.
Интересно заметить, что были сделаны попытки использования других видов карапузиков для биологической борьбы с синантропными мухами (Bornemisza, 1968). Наиболее эффективно это получилось на островах Фиджи, куда карапузиков завезли с острова Ява и где они дают 6–8 поколений в год. При этом один жук способен уничтожить за день до 12 личинок мух.
Считаем, что вряд ли стоит говорить об использовании Margarinotus cadaverinus для биологической борьбы с вредителями внутри улья, так как в этом деле главным фактором должно быть создание условий, исключающих их массовое развитие. Но, когда нерадивый пчеловод оставляет несожженным подмор на пасеке, многие виды вредных насекомых продолжают развиваться в нем и вне улья. В этом случае Margarinotus cadaverinus становится регулятором их численности, содействуя тем самым естественной дезинсекции территории пасеки.
О.В.ЗБАНАЦКИЙ,
Н.М.СТОЛБОВ
ВНИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии,
г. Тюмень