В 1877 г. Генрих Шлиман, уже открывший к тому времени в Малой Азии легендарную Трою, продолжил раскопки в греческих Микенах и обнаружил в царских погребениях немыслимое количество золотых украшений. Мир вслед за исследователем восторженно вглядывался в Греческую землю, поражаясь изысканности сияющего на солнце золота. Среди этих и многих других событий 1877 г. было еще одно: русский академик А.М.Бутлеров открыл желтую кавказскую породу пчел. В тот год он лечился на кавказских минеральных водах, и лишь простое любопытство и великая любовь к пчеловодству привели знаменитого химика на сапеточную пасеку, где ученый и обнаружил ее. А.М.Бутлеров уже давно мечтал найти в России "хорошую породу", и теперь он пристально вглядывался в эту пчелу, отыскивая в ее облике такие признаки, которые подтвердили бы его открытие. Он нашел не так уж много ее отличий от итальянской породы пчел, которая к тому времени была уже известна во многих странах и высоко ценилась пчеловодами за свое миролюбие. А.М.Бутлеров весьма дипломатично заявил: "Так как итальянок называют породой, то можно в этом же смысле говорить и о кавказской породе пчел". Пройдет еще неполных сто лет, и в ареале желто-окрашенных кавказянок ученые выделят популяцию пчел исключительно схожих с итальянскими: "Желтые пчелы горного Мегринского района Армении. По экстерьерным, биологическим и хозяйственно полезным признакам они очень сходны с итальянскими пчелами... Хорошо приспособлены к условиям сухого жаркого климата, напоминающего итальянский" (Г.А.Аветисян, 1973). Теперь можно говорить не об их различиях, а об их феноменальном сходстве! Более того, немало общих черт обнаружено между пчелами материковой Греции и серыми горными кавказскими.
Как же объяснить существование в географически разобщенных ареалах настолько похожих пчел? Что если именно человек в глубокой древности заселил пчелами Грецию, Италию, Северную Африку и многочисленные острова Средиземноморья? Что если именно вышеописанные (или схожие с ними) пчелы были завезены древними колонистами на Апеннинский полуостров и прижились здесь?!
Мне кажется, что ответ на этот вопрос существует. Чудесным образом он дошел до нас из глубокой древности, он известен всем и в то же время - никому. Этот ответ можно найти в красивом и непонятном древнегреческом мифе о золотом руне! Пришло время расшифровать эту старинную легенду и доказать, что поход в Колхиду был предпринят Ясоном и его соратниками не ради овечьей шкуры (пусть даже и золотой!), а ради настоящего и куда более ценного сокровища - кавказской пчелы!
Древнегреческое сказание об аргонавтах - это весьма точное описание одного из грандиозных походов, предпринятого предками греков с единственной целью - завладеть уникальными по миролюбию и другим своим качествам кавказскими пчелами.
Но прежде чем подняться на палубу великолепного "Арго" и отплыть из фессалийского Иолка в загадочную Колхиду, необходимо переосмыслить целый ряд мифологических персонажей и явлений, напрямую или косвенно относящихся к предмету данного исследования. И в первую очередь подлежат демифологизации знаменитые зубы Дракона. Это ульи, изготовленные из смеси глины с мелко нарезанной соломой, или сапеточные (корзиночные) ульи, сплетенные из лозы, соломы, коры, других материалов и обмазанные глиной (рис. 1).
Присмотримся повнимательнее и к Сцилле, которая скрывалась в пещерах близ Мессинского пролива, отделяющего Апеннинский полуостров от острова Сицилия. Античная традиция изображает ее чудовищем с шестью головами, с тремя рядами зубов в каждой и с двенадцатью ногами. Реконструировать этот древний образ поможет нам, как это ни странно, фотография. На рис. 2 запечатлена пасека, состоящая из обмазанных глиной сапеток.
Высота сапеточного улья приближалась к 70 см, поэтому человек в силу своего роста не мог установить сапетки выше трех рядов. Расставлять же их в один или два ряда неудобно, так как каждый из них нуждается в защите от непогоды. Поэтому пчеловоды с давних пор были вынуждены максимально эффективно использовать выходы из пещер и другие естественные укрытия и специально сооружаемые навесы.
По свидетельству Колумелы, древние греки вывозили пчел на медосбор даже в Египет, Это позволяет воспользоваться храмовыми росписями египетского массива Лук-сор, где сохранился рисунок ульев, напоминающих своей формой выдернутые с корнем зубы (рис. 3). На рисунке они выглядят двуногими. Если составить их таким же точно образом, как это сделано на рис. 2, то можно увидеть не только шесть голов на шести шеях (каждый вертикальный ряд), но и двенадцать ног Сциллы!
Таким образом, чудовищная Сцилла - это преобразованный мифами образ пасеки с традиционным расположением сапеточных ульев (зубов Дракона) в виде челюсти!
Такие челюсти с древнейших времен привлекали взоры путешественников и приводили их в замешательство, внушая ужас уже одним только своим видом. Часто белозубые пасеки выглядывали из пещер. Неудивительно, что воображение древнего человека рисовало страшных чудовищ. Ведь если высоту одного "зуба" считать равной 70 см, то другие размеры Сциллы, например воображаемого скрытого в пещере тела, при пропорциональном увеличении достигали бы более чем ста метров!
Не только современным ученым, но и мыслителям древности не приходило в голову увидеть в отвратительных чудовищах обычную пасеку. Диодора Сицилийского, например, крайне смущал тот факт, что его родина в древности была местом обитания Сциллы и одноглазых циклопов. Такое непонимание мифа оправданно, так как в его времена у сицилийских пчеловодов на пасеках число ульев часто доходило (по свидетельству Варрона) до двух тысяч. Разглядеть в этом высокоразвитом и уже далеко не волшебном промысле черты прародителей сицилийского чудовища было совсем не просто.
Для мифологии характерно представление одного и того же явления в самых различных образах и формах. В этом смысле ближайшим "родственником" Сциллы является легендарный Аргос.
Стоокий Аргос - образ стационарной пасеки с традиционным расположением горизонтальных цилиндрических ульев в виде усеченной пирамиды (рис. 4). Мифы описывают его великаном, все тело которого было покрыто глазами. Образ странный, если не сказать нелепый. Ни в древности, ни теперь не было и нет существ с таким числом так неудобно расположенных глаз! И вновь вековое недоумение могут рассеять фрески массива Луксор, которые сохранили точное изображение классической "многоглазой" пасеки (рис. 5). Ее внешний вид, оставался неизменным на протяжении всей обозримой истории. До сих пор в Египте можно отыскать подобные сооружения.
Такая пасека состоит из 100-200 глиносо-ломенных цилиндрических ульев, сложенных чаще всего в восемь горизонтальных рядов (число рядов, как и в случае со Сциллой, связано с ростом человека). Летковые отверстия смотрят в одну сторону и эта "многоглазость" - первое, что связывает такую пасеку со стооким Аргосом. Усеченная пирамида "многоглавого" пчельника издали похожа на самую обычную корову или быка. Потеряв со временем свои "пчелиные" корни, она превратилась в несколько весьма заметных рогатых персонажей. Один из них- легендарная красавица Ио.
Согласно мифу Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть свое очередное увлечение от жены Геры, превратил ее в корову. Но Гера увидела белоснежное животное и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ей его, после чего отдала под охрану стоокому Аргосу. Гермес по приказу Зевса убил Аргоса и освободил Ио, но Гера наслала на несчастную страшного овода, который гнал корову через многие страны до Кавказа, а затем в Египет.
Здесь скрывается суть мифа: на каком-то этапе предки греков утратили традицию водить пчел в горизонтальных ульях, сложенных в усеченную пирамиду. В то же время похожие на коров пасеки стали традиционными для египтян. Именно поэтому миф руками Гермеса убивает обитающего в Греции Аргоса, а его точную копию - корову Ио - переносит в Египет.
Кроме того, производными от "апис" с древних пор обозначается полуостров Пелопоннес ("апииский" - значит "пелопоннесский") и тем более область Арголида и город Аргос, к которому самое непосредственное отношение имеет аргосская царевна Ио. Таким образом, Аргос - Ио - Апис вновь оказываются звеньями одной цепи.
Итак, следуя за Ио не миновать египетского Мемфиса, где уже во времена первой династии фараонов существовал культ быка Аписа. Мемфисский некрополь Аписов представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. В этом некрополе обнаружены погребения 64 животных, каждый из которых "занимал престол" около 25 лет, после чего его убивали, мумифицировали и захоранивали.
Зачем же греческая корова-пасека приводит к египетским быкам? Возможно для того, чтобы еще раз указать на достоверную связь между пчелами и рогатым скотом. Дело в том, что имя египетского бога-быка на коптском, древнеегипетском, греческом и латинском языках звучит как "апис" и идентично латинскому названию пчелы - Apis!
Во времена Аристотеля, которого справедливо называют основоположником научного пчеловодства, все еще торжествовала вера в происхождение пчел от крупного рогатого скота. Знаменитый ученый потратил немало сил, опровергая эту необычайно популярную легенду!
Аристотель, вступивший в схватку с этим мифом, не мог представить, что триста лет спустя поэт и пчеловод Вергилий будет вновь пересказывать просвещенному миру легенду о том, как бог пчеловодства Аристей получил пчел из туш животных. Известно, что в Древнем Египте мифологическим образом неба была корова. Возможно, что в рождении этого символа также поучаствовала корова-пасека, населенная пчелами - своеобразными посредниками между небом и землей. Ведь пчел на пасеке столько же, сколько и звезд на небе.
А.С.СЕНЮТА