Одно время, когда работал в столярном цехе, задумал осуществить свою мечту — создать пасеку. Прочитав большое количество литературы, взвесив все «за» и «против», решил изготовить многокорпусные десятирамочные ульи на рамки высотой 145 мм. Крыши сделал без напусков и накрыл оцинкованной жестью. Толщина стен корпусов, доньев и крыш 43 мм. Межрамочное пространство между корпусами 7–9 мм. Верхние бруски рамок толщиной 9–10 мм позволяют пчелам легко переходить из одного корпуса в другой. Полезная площадь сота больше, чем у подобных рамок с обычным бруском.
Изготовление улья моей конструкции требует определенной точности, так как все части должны быть взаимозаменяемыми. Обязательно делаю фальцы, поскольку пасеку постоянно вывожу на кочевку по плохим дорогам. Пересаживая пчел из улья с большими (435х300 мм) рамками, ставлю два своих корпуса друг на друга и переношу в них рамки. Гнездо расширяю, подставляя корпуса вниз. К концу сезона мед из двух верхних корпусов с большими рамками откачиваю, и вся семья остается на маленьких рамочках.
Можно расширять гнездо, ставя корпуса сверху. Для этого, когда семья займет не менее четырех корпусов, кладу разделительную решетку между вторым и третьим. Матка должна оставаться вверху. В дальнейшем расширяю, ставя корпуса своей конструкции только сверху. Через три недели, когда внизу выйдет весь расплод, мед из больших рамок откачиваю и возвращаю их на обсушку. Взамен могу дать вразрез один или два корпуса своей конструкции с сотовыми рамками.
На кочевке ульи можно ставить вплотную друг к другу. При перевозке на платформе полномедные рамки не обрываются. Откачивать мед можно на стационарной пасеке. Конструкция улья позволяет пчелам складывать мед, расплод и пергу в разные корпуса. Они сами ограничивают яйцекладку матки, но при желании можно использовать разделительную решетку. Корпуса достаточно легкие, что сильно упрощает работу пчеловода.
Зимуют семьи в двух или трех корпусах, в зависимости от силы. Отводки и небольшие рои — в двух корпусах на 5–7 рамках, ограниченных диафрагмой.
При формировании гнезда в зиму на дно ставлю пустой корпус, на него — гнездовые с верхним полномедным, сверху — корпус с утеплением, потом крышу. Полностью открываю летки: нижний — в дне и круглый — в нижнем пустом корпусе.
В верхней части улья создается микроклимат, тяжелый влажный воздух опускается в нижнюю часть, где хорошая вентиляция. У семей, которые зимуют на воле, леток открываю на 5–7 см.
Весной в теплый солнечный день выношу пчел из зимовника и сразу же меняю донья на чистые, слегка обожженные паяльной лампой. Убираю нижний пустой корпус, а у семей, зимовавших в трех корпусах, еще и нижний с рамками. Проверяю утепление, заменяю отсыревшие подушки. Пчелы не беспокоятся, гнездо не охлаждается, не нарушается его целостность. Перед первым расширением весной новые корпуса прогреваю в теплом помещении, чтобы пчелы быстрее их осваивали. Обычно ставлю вразрез третий корпус.
По мере развития семьи гнездо расширяю корпусами, наполненными вперемешку рамками с сотами и вощиной. Своевременно загружая пчел отстройкой сотов, свожу роение к минимуму.
В роевую пору стараюсь находиться на пасеке. Улей с семьей, отпустившей рой, на следующее утро отношу в сторону. На его место ставлю заранее подготовленный из двух корпусов с вощиной и сотовыми рамками и сажаю в него рой. Отроившуюся семью сокращаю, забираю у нее медовые корпуса, один расплодный и передаю их рою. Его плодная матка сразу начинает яйцекладку, все летные пчелы слетаются к ней на старое место. Такая новая семья отлично работает на медосборе и отстраивает много сотов. Семья, оставшаяся без летных пчел, больше не роится, хотя маточники не вырезаю.
Ничего нового в самой работе с пчелами я не предложил, но все мероприятия на пасеке намного проще проводить, пользуясь корпусами на рамку высотой 145 мм.
В нашей местности один из главных медоносов — лесная малина. Медосбор длится с 5 по 25 июня. Один раз на кочевку в лес я взял вместе со своими ульями несколько сильных семей в шестнадцатирамочных. Погода была хорошая. Контрольный улей показывал привес 4–5 кг в день.
Нектар с малины очень жидкий и требует много места. В моих ульях проблем с этим нет. При своевременном расширении гнезда корпусами у пчел появляется свободное пространство, и они всегда находятся в рабочем состоянии. Ульи комплектую из 6–8 корпусов.
В шестнадцатирамочных ульях пчелы залили нектаром магазинную надставку, гнездо. Откачивать мед было рано — он еще не созрел. Приходилось ждать и терять драгоценный нектар.
Все лето пчелы стояли в лесу. Из шестнадцатирамочных ульев откачал по 30–50 кг меда, а из ульев своей конструкции — по 70–75 кг, а из некоторых — 90 кг. После этого у меня на пасеке шестнадцатирамочных ульев не стало.
Моим ульем можно пользоваться как многокорпусным, как десятирамочным с рамкой 435х300 мм с надставками, как двухкорпусным на большую рамку. Удобно делать отводки, объединять семьи, применять одну или больше разделительных решеток, двухматочное содержание.
А.В.КРУШЕВ
Республика Беларусь, Могилевская обл.,
Горецкий р-н