Пчеловоды знают, насколько трудоемка откачка меда. Просматривая подшивки журнала «Пчеловодство», который выписываю с начала семидесятых годов, не раз встречал статьи об электроприводе для медогонки, но меня что-нибудь всегда не устраивало.
Так, встретилась статья о медогонке, приводом которой служил вал отбора мощности трактора, что для нее явно избыточно. В других публикациях описаны электроприводы с напряжением питания 220 В. А это неприемлемо для работы в полевых условиях.
Получается, что единственный реальный источник питания для любительской кочевой пасеки — автомобильная аккумуляторная батарея, кислотная или щелочная. Вывод: электропривод для медогонки должен быть низковольтным.
В ж-ле «Пчеловодство» были описания 12-вольтовых электроприводов с использованием электродвигателя от отопителя автомобиля. Но его мощности 35–40 Вт явно не достаточно для надежной работы медогонки.
Весной прошлого года купил за 200 рублей на рынке подходящий для моих целей электродвигатель напряжением 12 В, мощностью 120 Вт с принудительным охлаждением и якорем, установленным на радиальных шарикоподшипниках. Такие встречаются в системе кондиционирования воздуха тракторов ДТ-75м и Т-150. Маркировка двигателя: АТЭ-1 МЭ22.
Медогонка у меня хордиальная, марки МР-4, с поворачиваемыми кассетами, открытым одноступенчатым редуктором и стальным шариком в нижней части — пятке. Сверху под ведомой шестерней установил закрытый шарикоподшипник №203. Корпус под него выточил на токарном станке и приварил к поперечине. В его внутреннюю обойму вставил стальную втулку под диаметр 14 мм. После такой доработки ход у медогонки стал очень легким.
Чтобы установить электропривод (рис.), снял ручной привод и ведомую шестерню. На вал медогонки установил шкив (Ø300 мм) от ножного привода швейной машинки. На токарном станке рассверлил его центральное отверстие под диаметр 14 мм, проточил канавку под клиновой вентиляторный ремень от автомобиля ГАЗ-24. Выточил и установил на вал электродвигателя шкив с двумя клиновидными канавками диаметрами 25 и 35 мм по дну канавок. Полость, в которой установлена крыльчатка для охлаждения, закрыл крышкой из кровельной жести.
Электродвигатель с помощью четырех длинных болтов (Ø8 мм) закрепил на согнутой под прямым углом стальной пластине. В ней сделал продолговатое отверстие для крепления к поперечине и натяжения ремня.
Пластину с двигателем прикрепил к поперечине вместо ворота ручного привода. Установил и натянул ремень. На вертикальной части пластины разместил два мощных переключателя, рассчитанные на ток 20 А, один из которых имеет среднее положение. Собрал электрическую схему и подключил аккумуляторы.
Во время испытаний медогонка плавно и быстро набирала обороты, напряжение пришлось снизить. Использую шестивольтовые щелочные аккумуляторы НЖ-100 с шестью элементами (банками) и открытыми перемычками между ними, поэтому подобрать оптимальную скорость не составило труда. Кассеты могут вращаться с двумя скоростями: если по три элемента включены параллельно, происходит предварительная откачка меда из перегруженных рамок; если шесть элементов включены последовательно, производится окончательная откачка.
Включаю и изменяю скорости с помощью переключателя, имеющего среднее положение. Второй переключатель нужен для изменения направления вращения (реверса). Электродвигатель имеет параллельное возбуждение, и если вывести концы обмотки возбуждения через проходные изоляторы на две дополнительные клеммы, то можно осуществить реверс.
Приведенная схема управления обеспечивает равномерную разрядку используемых аккумуляторов. Их емкости хватает, чтобы откачать около 400 л меда, хотя они и старые (выпуска 1973 г.). На ночь забираю аккумуляторы домой и заряжаю от мощного зарядно-пускового устройства током 20 А.
Медогонку обслуживает жена, она же распечатывает рамки, а я работаю на пасеке. В прошлом сезоне трижды откачивали мед от своих 70 семей, и никаких поломок не было. Правда, если на ремень попадет мед, обороты ротора уменьшаются, и приходится протирать привод мокрой тряпкой, но это случается редко.
Электропривод легко оборудовать механическим или электрическим тормозом. В простейшем варианте реверс можно не делать, так как большинство пчеловодов вращают медогонку только в одну сторону. Если использовать автомобильный аккумулятор со скрытыми перемычками, то обороты можно регулировать с помощью реостата, но при этом неизбежны потери. Для пчеловодов, разбирающихся в электронике, могу порекомендовать использовать для регулировки скорости широтно-импульсную манипуляцию.
В заключение отмечу, что описанная конструкция электропривода экспериментальная и работа над его совершенствованием продолжается.
А.Г.ПРОКОПЕНКО
Воронежская обл.