Прилетная доска в улье — зеркало состояния семьи, поэтому она должна быть шириной 20–25 см и во всю длину передней стенки улья.
По тому, что пчелы оставляют на ней, можно судить о том, что происходит в семье.
Увидели на прилетной доске мертвых пчел — была попытка вторжения чужих особей либо происходил их залет в гнездо из-за ветреной погоды.
Обнаружили высохшие личинки в виде небольших белых камешков, значит, семья больна аскосферозом. В вечернее время пчелы выстроились на ней рядами, интенсивно вентилируют улей, значит семья накануне принесла много нектара.
Однажды сделал следующее. У семьи, отпустившей рой, не срезал ни одного маточника, надеясь, что пчелы сами выберут нужную им матку. Но в течение недели каждое утро обнаруживал на прилетной доске 3–4 убитые матки и небольшое количество пчел, видимо, их свиту. Не знаю, сколько бы такое продолжалось, если бы я не вмешался в жизнь семьи и не оставил в ней одну молодую матку.
Прилетная доска у меня имеет еще одно предназначение. Во время переезда пчеловодам часто приходится загонять выкучившихся пчел дымом или водой, что отнимает много времени. У меня прилетные доски закреплены на шарнирах и прижимаются к передним стенкам ульев, где фиксируются с помощью «вертушек».
Чтобы не раздавить при этом пчел, прибил к прилетной доске с трех сторон рейки толщиной 1 см. Выкучившиеся пчелы остаются между ней и ульем невредимыми. Это позволяет быстро готовить улей к перевозке, причем его габариты меньше, чем со стационарной прилетной доской.
Прилетную доску можно сделать из тонкой фанеры, пропитанной олифой, либо из тонких дощечек, которые необязательно строго подгонять друг к другу, так как щели только усилят вентиляцию при переезде.
В качестве шарниров использую алюминиевые пластины (1x10x50 мм), просверлив в них в ряд по три отверстия (Ø1,5–2 мм). Два из них предназначены для крепления шарнира к прилетной доске, а третье — для гвоздя, служащего осью вращения.
Под летком к улью прикручиваю шурупами брусок (15x25 мм), в который с двух сторон вбиваю оси вращения шарниров. Переднюю его часть состругиваю таким образом, чтобы в закрытом положении щель между ним и прилетной доской была не более 2 мм.
В.Г.МАЛИЧЕНКО
Ростовская обл.