Говоря о развитии российского образования сегодня, надо знать, что мы сберегли, а что потеряли из наследия прошлого. На такие размышления меня навела работа в архиве и библиотеках.
Стало известно, что в 1897 г. при образцовой пасеке М.Э.Ляховой в Уфимском уезде и при пчельнике Белебеевского уездного земства были организованы курсы пчеловодства для учителей. C 1905 г. Уфимское губернское собрание стало отпускать ежегодное пособие в размере 3 тыс. рублей Ляховской школе с условием, что в ней обязаны обучать 30 стипендиатов губернского земства. Естественно, возник вопрос: кто они, основатели первой школы пчеловодства в Башкирии? В.А.Новиков в книге «Сборник материалов для истории Уфимского дворянства» (Уфа, 1879) отмечает: «К концу XVIII столетия насчитывалось здесь уже 150 поселившихся дворянских родов, владевших поместьями. В число их вошли лица, происходившие от древнейших и богатых русских дворянских родов». В перечне фамилий, внесенных в XVIII в. в родословную книгу дворянства Уфимской (тогда еще Оренбургской) губернии, значатся Аксаковы, Ляховы и другие.
Большой сдвиг в распространении рационального пчеловодства в России сделали первые пчеловодные школы, имевшие образцовые пасеки с рамочными ульями. По инициативе помещицы М.Э.Ляховой в 1893 г. недалеко от Уфы была организована Ляховская казенная школа пчеловодства, садоводства и огородничества. Она была первого разряда и готовила специалистов бесплатно, преимущественно из детей местных крестьян.
Документы свидетельствуют, что на основании высочайше утвержденного 26 мая 1904 г. Положения о сельскохозяйственном образовании на завещанные средства покойными уфимскими землевладельцами Марией Эпенетовной Ляховой и Андреем Дмитриевичем Дашковым на пожертвованном последними участке пространством более 80 десятин близ села Петровка Уфимской губернии учреждена Ляховская низшая школа пчеловодства, садоводства и огородничества первого разряда (для мальчиков и девочек) памяти М.Э.Ляховой и А.Д.Дашкова. Главное управление землеустройства 11 июня 1906 г. утвердило устав этой школы.
Разыскивая сведения о родственниках основателей первой в Башкирии школы пчеловодства, наткнулся на список лиц, имеющих право голоса в первом Избирательном собрании Уфимского уезда на выборах уездных земских гласных 1912 г., в котором наряду с прочими указан дворянин Ляхов Николай Владимирович. А в книге «Дашков Дмитрий Дмитриевич как общественный деятель» (Санкт-Петербург, 1905) отмечено, что он родился 25 декабря 1831 г., происходит из старого дворянского рода, владеет большим металлическим заводом и 10 тыс. десятин земли. «Братья Дашковы прилагали в своем имении много забот к улучшению своего земледельческого и лесного хозяйства. Через наставников находившейся в их имении учительской семинарии и иными путями они старались распространять среди окрестного населения сельскохозяйственные сведения и до некоторой степени, способствуя применению их на деле». Ляховы занимались скотоводством, о чем свидетельствует статья Ляхова в газете «Сельскохозяйственной листок»: «Стадо мое (50 дойных коров) бестужевской породы, основанное дедом Э.П.Ляховым в 40-х годах прошлого (XIX. — Авт.) столетия, досталось мне от отца В.Э.Ляхова в 1900 г. Завезен этот скот дедом потому, во-первых, что славился в то время по всему Поволжью, во-вторых, потому, что Бестужев был родственник и у него легко доставали хорошие экземпляры этого скота».
А вот что пишет А.З.Асфандияров в книге «История сел и деревень Башкортостана» (Уфа, 1993): «Село Ляхово в прошлом называлось Петровка, Алакаево. Сельцо возникло в результате оформления купчей от 15 марта 1742 г., по которой наместник Уфимского наместничества князь Н.М.Бартаев перепродал самарскому помещику капитану А.А.Алакаеву землю за землю, купленную им в 1788 году у башкир Уршак-Минской волости за 651 руб. До 1833 г. эти земли находились в руках Петра Алакаева, от которого они перешли бузулукской помещице капитанше Анне Ляховой. В 1895 г. в деревне Ляхово насчитывалось 680 человек и 105 дворов. В том же году воздвигли каменную церковь. У троих жителей были лавки. На особой усадьбе Ляховой, где имелось 13 домов с 60 жителями, организовали школу пчеловодства, садоводства и огородничества. Завели ткацкую и столярную мастерские. Была овощная сушилка».
Изучая содержание журнала «Родина» (№7, 2002), увлекся статьей А.Головнева «Земля Санникова», в которой обнаружились весьма любопытные данные о купце Иване Ляхове: «Самой живущей оказалась легенда о чудо-острове в самом холодном и неприступном море Лаптевых. Открытие будущего Новосибирского архипелага началась с поморов, оставивших кресты на острове Столбовом еще до прибытия туда летом 1690 г. Максима Мухоплеева (он назвал остров Крестовым). 1712 г. — пионер Яков Пермяков вывел экспедицию Меркурия Ватина от Святого Носа на Ближний остров, с которого был виден еще один. Летом 1761 г. Никита Шалауров на пути с Яны на Колыму рассмотрел к северу от Святого Носа великую землю с горами. В 1770-е годы на островах уже вел регулярный промысел купец Ляхов, чье имя закрепилось в их названиях (Большой и Малый Ляховские).
История похода Ивана Ляхова на острова стала прологом к легенде о Земле Санникова. В 1770 г. он увидел движущееся по морскому берегу стадо диких оленей и пустился его преследовать. Так он дошел до Святого Носа, где олени вдруг круто повернули в море и двинулись по льду прочь от берега. Ляхов, продолжая следовать за стадом, вскоре достиг острова. Однако олени не остановились ни на этом (Ближнем), ни на следующем острове. Купец вернулся на материк с твердым намерением однажды продолжить путь по оленьим следам. И в 1773 г. удалось достичь третьего острова, названного Котельным». Кто знает, возможно отважный купец был предком башкирских Ляховых?
Но вернемся к Ляховской школе. В 1919 г., когда этим учебным заведением заведовал Л.Новокрещенов, его преобразовали в Ляховский низший сельскохозяйственный техникум. После четырех лет обучения выпускники приобретали специальность инструктора по сельскому хозяйству, пчеловодству и огородничеству. Работали в техникуме два преподавателя со средним образованием и три с начальным.
В январе 1923 г. содержание техникума (школы) на себя принял Башсельтрест, обязавшийся снабжать его всеми необходимыми средствами, вплоть до обмундирования. Кстати, в недалеком прошлом пчеловодный инвентарь учащиеся пополняли собственными силами в школьной столярной мастерской. Каждый ученик выпускного класса под руководством столярного мастера строил рамочный улей определенной конструкции, благодаря чему на пришкольной пасеке насчитывалось до трехсот рамочных ульев.
8 декабря 1923 г. Ляховский техникум переименовали в сельскохозяйственную школу им. Калинина (протокольное постановление правления Башсельтреста № 10). В протоколе заседания совета сельскохозяйственной школы им. Калинина от 29 декабря 1923 г. среди семи вопросов повестки дня первый был посвящен слиянию совхозов в один школьный совхоз и реорганизации школы по типу фабзавуча. Для привлечения в школу башкир в качестве предмета изучения был введен башкирский язык.
В результате бесконечных реорганизаций и перестроек сегодня на этом месте находится иное учебное заведение. Но нам, пчеловодам, нужно знать и помнить тех, кто стоял у истоков профессии.
Я.АХТЯМОВ
г. Уфа