Одной из первичных форм пчеловодства является европейское лесное, или бортевое, в свое время широко распространенное от территории современной Германии до Уральских гор. Основа бортевого промысла — подготовка искусственных дупел в живых деревьях для заселения бродячими роями.
Как известно, борти со временем дали начало колодным ульям. При этом не нужно путать открывающиеся сбоку колоды с распространенными у южных славян и немцев дуплянками, прототипами которых, вероятно, стали керамические и корзиночные ульи средиземноморского типа.
Самая древняя археологическая находка лесного пчеловодства — поднятое со дна Одера прекрасно сохранившееся бортевое дерево, датируемое I в. до н.э. (Mazak, 1975), — была сделана на границе Польши и Германии. Наиболее раннее доказательство распространения пчеловодства в Волжско-Камском регионе — характерный набор инструментов из Бирского могильника в Башкирии, относится к V в. н.э. (Мажитов, 1973; Вахитов, 1992).
Е.Крейн в монографии «Археология пчеловодства» (1983) утверждает, что лесное пчеловодство впервые получило развитие в I–II тысячелетии до н.э. у финно-угорских народов, проживавших в бассейнах Средней Волги и Нижней Камы, после чего распространилось с ними до берегов Балтики и было передано славянским и германским племенам. Правда, никаких доводов в пользу данной гипотезы автор не приводит. Возможно, бортевое пчеловодство и возникло на этой территории в указанное время, тем более первоначальное знакомство с металлами произошло здесь в III тысячелетии до н. э. Но окончательное формирование пчеловодства в Волжско-Камском регионе, вероятно, связано с появлением и распадом ананьинской археологической культуры (VIII–III вв. до н. э.), принесшей культ лошади и умение выплавки и обработки железа.
Заметим, что в традиционном немецком лесном пчеловодстве летковое отверстие в борти расположено в должее. Западные славяне делали их также и в боковых стенках. Но наиболее древним следует признать щелевидный леток, сохранившийся с тех времен, когда из-за несовершенства инструментов невозможно было достичь плотного прилегания должеи. Принципиально такая конструкция летка представлена в борти удмуртского типа: две должеи, закрывающие гнездо, на стыке между собой имеют желобки. Кроме того, щелевидный леток сохранился у одного из типов борти, распространенной в Центральной России. В этом случае нижний леток образуется при неполном прилегании должеи.
По биологическим потребностям для пчелиной семьи наиболее привлекательно срединное расположение летка, но без буравчика его можно сделать только разбив узкую должею на две части, как в борти удмуртского типа. Поэтому, наверное, все борти с летком в должее (включая марийский или черемисский тип) произошли от типа близкого к удмуртскому. Более того, существует разновидность борти черемисского типа с должеей, разделенной на две части, причем средний леток у нее образуется так же, как в борти удмуртского типа.
Пчелы могут использовать в качестве летка отверстие от выпавшего сучка, тогда летковое отверстие в должее не нужно. Конечно, леток необходимого размера сделать без буравчика достаточно трудно, поэтому на Урале большой просвет стали уменьшать, вставляя клин, упирающийся в противоположную стенку борти.
Все типы с боковым расположением летка имеют двойную должею и, скорее всего, произошли от борти, близкой к удмуртскому типу. В настоящее время наиболее известен башкирский тип, который, вероятно, произошел от более простого пермского, где в полости соты держатся только на клине. В борти башкирского типа дополнительно имеются верхние и нижние перекладины.
В бортевом пчеловодстве часто в качестве эффективного замка от животных, разоряющих гнезда пчел, поверх должеи закрепляют узкое бревно — придолжак. При переходе к колодам необходимость в нем отпадала, но в оренбургских колодах придолжак превратился в дублирующую должею-дверцу. В Башкирии он также мог полностью соответствовать просвету скважины, выполняя скорее утеплительную функцию. В марийском и оренбургском типах борти под придолжак подкладывали березовую кору для уплотнения стыка при вставке должеи, что можно рассматривать как элемент примитивизма.
Возможно, раньше всех на западе оказались борти вятского типа с боковым расположением летка. По крайней мере, упоминавшаяся выше одерская борть полностью им идентична. Такие примитивные ульи были широко распространены от Англии до Польши. Появившиеся в Польше в более позднее время борти со вставленным в летковое отверстие клином, скорее всего уральского происхождения, поскольку ранее на этой территории изготовление летка необходимого размера не вызывало трудностей (например, просвет летка одерской борти всего 4 см2). Борти марийскрго типа были распространены на Волге, в центральных регионах России, у западных башкир. Также они имелись в Белоруссии и Германии, куда попали, очевидно, в I тысячелетии н. э. при миграции финно-угорских племен.
Н.В.АВДЕЕВ
г. Пермь