В январе 2009 г. выделил пару дней и с огромным удовольствием порылся в архивах Центральной научной библиотеки (ЦНБ) Россельхозакадемии.
В первую очередь поразило количество периодики по пчеловодству, выходившей в конце XIX и начале XX в. Самым старым изданием, в котором нашел сведения о пчеловодстве, оказался журнал «Труды Императорского вольного экономического общества» (том первый за 1883 г.). В разделе «Пчеловодство» сообщается: «Устроенный в г. Варшаве (Царство Польское в эти годы входило в состав Российской Империи — Прим. ред.) трудами и средствами г-на Казимира Левицкого музей пчеловодства 15 июня 1882 года торжественно открыт для общественного пользования». Далее обозначены цели музея, методы работы, средства, а также рассказано, какой базой и оборудованием он располагает.
При музее действуют годичные курсы, где зимой желающие изучают теорию пчеловодства и мастерства, а летом проходят практику на пасеках. «Обучение, как равно и квартира, — безвозмездно». Одна из главных целей музея — забота о распространении самых прибыльных методов пчеловодства, внедрении рационального ведения пасеки в рамочных ульях Левицкого. Утверждается, что «пасеки, веденные по сему методу в царстве Польском, обладающем местностями далеко не столь богатыми, как в губерниях Волынской, Подольской, Киевской и других, дают чистого барыша средним числом по два пуда меда с каждого улья. Один пчеляк может обработать летом большое количество ульев». А медосбор в два пуда назван «огромным доходом» меда. Необходимость «учредить место сбыта для меда и воска, а также ульев с пчелами без участия посредников» говорит о том, что и в те времена реализация продукции была делом нелегким.
С 1885 г. в Москве выходит «Русский пчеловодный листок», основанный А.М.Бутлеровым. Но, к сожалению, ни одного экземпляра в архивах не обнаружил.
В 1898 г. увидел свет первый номер журнала «Пчеловодство», издаваемый в г. Вятке. В майском номере приведены цитата А.М.Бутлерова: «Пора за разум взяться и не баснями, да наслышкой, а по книжке и своим глазом пчеловодству учиться» и замечательное высказывание Г.П.Кандратьева: «Пчела жалит один раз, а человек без конца. Пчела жалит в кожу, а человек норовит в сердце». Здесь же впервые сообщается о продаже книги Л.Лангстрота «Пчела и улей» с 123 рисунками, изданной в 1896 г. (цена 2 руб. 50 коп.)
В первом номере за 1910 г. дан анализ состояния пчеловодства в Вятской губернии. По числу пчелиных семей «она занимает одно из первых мест среди других губерний Европейской России. Пчеловодство развито несравненно сильнее, нежели в соседних с ней Пермской, Вологодской, Костромской, Нижегородской, Уфимской и Казанской…». Всего в губернии имеется 142 000 пчелиных семьи на 14 024 пчельниках. Из них в колодах — 93 314; в рамочных ульях — 48 886 (то есть 34,4%)… На 1 кв. версту приходится 1,1 пчелиной семьи, а на 100 душ обоего пола — по 4,6 семьи (в Малмыжском уезде — 7,0; в Елабужском — 9,8)».
Очень интересное сообщение в разделе хроники: «Путем произведенного при Вятском обществе пчеловодства анализа собранных на Вятском рынке и в мелочных лавках г. Вятки образцов меда, найдено, что более половины рыночных медов подделаны картофельной патокой. Из 14 образцов меда 8 оказались подмешанными патокой, то есть 57,1%. Несмотря на примесь патоки, мед продается по очень высокой цене — от 28 до 32 коп. за фунт».
С 1907 г. в г. Новочеркасске выходит ежемесячный, «кроме четырех летних месяцев», иллюстрированный журнал Донского общества пчеловодства «Степное пчеловодство». Его задача — «служить развитию разумного пчеловодства в Донской области и во всех степных частях России».
В первом номере за 1908 г. привлекает внимание доклад в защиту пчеловода Д.Кузнецова. Волостной суд, определив по иску соседа, крестьянина И.Мельникова, что пчельник, устроенный Кузнецовым на своей усадьбе, находится на очень близком расстоянии от усадьбы истца и что пчелы его могут наносить вред соседям и скоту, постановил обязать Кузнецова снести пчельник в 30-дневный срок. В докладе отмечено, что такое решение, если оно вступит в силу, «может иметь для пчеловодов и пчеловодства гибельные последствия».
Донское общество пчеловодства наняло Кузнецову адвоката, сообщило об этом инциденте во все пчеловодные издания, обратилось к министру земледелия с просьбой защитить пчеловодов и пчеловодство. «Пчелы не приносят вреда ни людям, ни скоту, тому доказательством служит то, что пчелы имеются не только в уездных и губернских городах, но и в столичных. В Санкт-Петербурге существует три пасеки: на Песочной улице – 50 ульев; у Тучкова моста — до 25 ульев; при Новодевичьем монастыре — до 20 ульев. В Москве — на плавучей выставке на Москве-реке… В городах невозбранно можно держать пчел, где кто пожелает. Это разъяснено неоднократными решениями правительственного сената…
В архивной пыли копался В.ЯРАНКИН
Москва