Через три дня после прививки (10–15 мая) бегло осматриваю рамки во вторых корпусах здоровых и сильных семей пасеки, чтобы убедиться, что там не работают матки (нет яиц, стоящих в центре ячейки). Выбираю из них для каждой семьи-воспитательницы по три семьи, которые буду использовать в качестве промежуточных воспитательниц. В их вторых корпусах устраиваю по одному колодцу между рамками с разновозрастным расплодом. Три прививочные рамки с двухдневными личинками, принятыми на маточное воспитание, вместе с пчелами переношу в подготовленные колодцы, а четвертую — с самым большим числом принятых личинок — оставляю в семье-воспитательнице. Отстающих в развитии личинок выбраковываю. Семьи утепляю.
Через четыре дня (14–19 мая) поднимаю из нижних корпусов семей-воспитательниц во вторые по две рамки с кормом и прививочную вместе с пчелами. Просматриваю остальные рамки на наличие случайных маточников. Разделительных решеток между корпусами нет.
Отбираю с левой стороны нижних корпусов здоровых основных семей по одной рамке с личинками и яйцами, но без пчел. Вместо них ставлю вощину. Подсиливаю семьи-воспитательницы отобранными рамками: пять ставлю во второй корпус, две — в гнездо.
Из вторых корпусов промежуточных воспитательниц забираю прививочные рамки с запечатанными маточниками и сидящими на них пчелами. Выбраковываю плохие маточники и возвращаю прививочные рамки в семьи-воспитательницы, размещая во вторых корпусах между рамками с молодым расплодом.
Через девять дней после прививки и два дня после возвращения прививочных рамок с запечатанными маточниками в семьи-воспитательницы (16–21 мая) формирую первые отводки от основных семей. Бегло осматриваю рамки в их вторых корпусах, чтобы исключить возможность попадания матки, и переставляю в десятирамочные ульи по две рамки с кормами и две самого зрелого расплода вместе с пчелами. Стряхиваю туда же пчел с остальных шести рамок. Затем снимаю вторые корпуса вместе с разделительными решетками и переставляю из нижних корпусов в отводки по одной рамке самого молодого расплода без пчел, чтобы уменьшить слет. Ставлю в отводки по одному соту, частично заполненному водой, ограничиваю все шесть рамок вставными досками, накрываю пленками и крышами.
Проверяю гнезда основных семей на наличие роевого состояния и поднимаю из них в правую часть вторых корпусов по четыре рамки самого молодого расплода без пчел, чтобы привлечь туда молодых особей. В нижние корпуса добавляю по одной сотовой рамке, ограничиваю получившиеся 10 рамок вставными досками. Накрываю гнезда разделительными решетками и ставлю вторые корпуса.
Готовлю по одному шестирамочному нуклеусному улью на каждые три семьи.
Через 3 дня после формирования первых отводков (19–24 мая) организую от каждых трех здоровых семей один сборный нуклеус, отбирая из вторых корпусов по одной рамке с кормом или печатным расплодом (в зависимости от силы семьи) с пчелами. Ставлю их в специальные четырехрамочные ящики для перевозки. Если нуклеусы не нужно перевозить, то при формировании стряхиваю в них еще и пчел с двух рамок из каждой семьи.
После формирования всех нуклеусов на точке организую от основных семей вторые отводки, переставляя из вторых корпусов в десятирамочные ульи по две рамки с кормом и две с печатным расплодом вместе с пчелами, а также стряхивая пчел с остальных пяти рамок. Даю отводкам по одному соту, частично заполненному водой, ограничиваю все пять рамок вставными досками, накрываю пленками и крышами. Ульи с отводками размещаю рядом друг с другом с левой стороны от ульев основных семей летками в ту же сторону.
Из первых отводков достаю по одной рамке с разновозрастным расплодом и свищевыми маточниками. Стряхиваю с них пчел, ликвидирую маточники и ставлю во вторые корпуса основных семей. Отводки утепляю.
Снимаю с основных семей вторые корпуса (и разделительные решетки) и переношу в них из нижних все рамки, которые тормозят яйцекладку маток (в том числе и старые с расплодом). Из вторых корпусов в нижние переставляю рамки с расплодом и добавляю еще по три с вощиной (по одной через каждые две с расплодом) и сотовые, доводя до полного комплекта (14 рамок). Таким образом создаю условия для усиления яйцекладки маток.
Накрываю нижние корпуса разделительными решетками и ставлю на них вторые корпуса, заполненные тремя рамками вощины, кормами и сотами, утепляю холстиками и подушками.
Раздаю 14-дневные маточники без клеточек тем отводкам и нуклеусам, которые не буду перевозить на другие точки. Заключаю в клеточки оставшиеся и помещаю их между рамок в семьи-воспитательницы и сформированные для перевозки нуклеусы.
Перевожу нуклеусы на другие точки и пересаживаю их в шестирамочные ульи, подвешенные с правой стороны на ульи основных семей. Открываю клеточки и выпускаю маток через кормовые отверстия с канди.
Через 4 дня (23–28 мая) проверяю выход маток в отводках и нуклеусах. Если где-нибудь они не вышли, даю запасных неплодных в клеточках, заклеенных канди и вощиной.
Разделяю все семьи-воспитательницы на нуклеусы. Предназначенные для перевозки формирую в четырехрамочных ящиках, а те, которые останутся — в шестирамочных ульях. Во все нуклеусы раздаю маток в клеточках. В ульях семей-воспитательниц оставляю нуклеусы на шести рамках, между которыми размещаю клеточки с запасными матками.
Шестирамочные ульи вешаю на правые стенки ульев основных семей. Четырехрамочные ящики перевожу на другие точки, переселяю из них нуклеусы в шестирамочные ульи, уже висящие на ульях основных семей, выпускаю маток.
Через 5 дней (28 мая – 2 июня) снимаю вторые корпуса и разделительные решетки с основных семей, отбираю из нижних корпусов по четыре рамки разновозрастного расплода без пчел и ставлю в переносные ящики. Переношу из первых корпусов во вторые рамки, тормозящие яйцекладку маток (в том числе полномедные и заполненные пергой), а из вторых корпусов в первые переставляю по три рамки с вощиной и необходимое число пустых сотов. Возвращаю на место разделительные решетки и вторые корпуса, которые дополняю тремя рамками вощины и одной сотовой.
В отводки расставляю по две контрольные рамки с разновозрастным расплодом из пчеловодного ящика; сотами из запаса расширяю гнезда до восьми рамок, ограничиваю вставными досками, укрываю пленками и накрываю крышами.
Через три дня (31 мая — 5 июня) осматриваю контрольные рамки в отводках. Появление на них свищевых маточников указывает на отсутствие матки. Маточники ликвидирую, а рамки с открытым расплодом отдаю в соседние отводки.
В безматочные отводки подсаживаю неплодных маток в клеточках, частично заполненных канди и заклеенных кусочками вощины с проколами. (Неплодных маток беру с точка, где проводилась последняя прививка.)
Переселяю нуклеусы из ульев бывших семей-воспитательниц в шестирамочные и ставлю на новые места или перевожу на другие точки. Освободившиеся ульи заселяю отводками с племенными матками, привезенными с других точков и стоящими рядом в десятирамочных ульях. Расширяю их гнезда.
Через 10 дней (10–15 июня) снимаю вторые корпуса и разделительные решетки с основных семей. Беру из нижних корпусов по четыре рамки разновозрастного расплода без пчел и отдаю по две такие рамки каждому отводку, предварительно убрав вставные доски. Также убираю из нижних корпусов рамки, тормозящие яйцекладку маток, и переношу их во вторые корпуса. В гнезда ставлю по три рамки с вощиной и необходимое число сотов из вторых корпусов или запаса. Во вторые корпуса добавляю по три рамки с вощиной, а также сотовые.
Если обнаруживаю безматочные семьи и отводки, подсаживаю в них молодых плодных маток вместе с нуклеусами. Безматочные нуклеусы ликвидирую, стряхивая из них всех пчел перед ульями основных семей.
В.П.Цебро
г. Псков