Услышав однажды рассказ о том, как пчеловод, поставив за деревней под березку улей, через месяц не смог его поднять, так как там оказался рой, я тоже начал ставить ловушки. В нашем крае массовое роение начинается с 15 июня, а заканчивается 15 июля. В первый год поставил десять ловушек и поймал несколько роев, на следующий - в 15 ловушках собрал шесть роев. На третий год из 20 ловушек переселил 14 роев. Так делают и многие местные пчеловоды. В качестве ловушек используют старые ульи, шестирамочные нуклеусы, специальные ящики на шесть рамок с крышками из ДВП, небольшие бочки. Оснащают ловушки полурамками, из которых две-три - сотовые, остальные - вощина.
Часто проверять ловушки у меня нет времени, поэтому перевожу их на пасеку осенью. Последние два года пускаю в зиму семьи, развившиеся из десяти роев, практически не готовя их к зимовке, так как они, освоив полурамки, отстраивают языки, а трогать их - только вредить.
Рои ловлю в основном в многочисленных березовых рощах, разбросанных островками в море степи. Ловушки ставлю под заметной березой или группой берез на солнечной стороне. Многие пчеловоды развешивают ловушки на деревьях.
Для приманки на прилетную доску кладу кусочек сота или натираю воском леток и расположенные рядом сучьи и ветви дерева. Иногда разрезаю старый холстик и вешаю рядом с ловушкой (когда холстиков не хватает, рамки в ловушках закрываю газетами). Расстояние между ловушками километр-полтора. Есть места, где каждый год ловятся рои. Хочу заметить, что были у меня семьи, развившиеся из роев, от которых откачивал по магазину меда.
П.Н.СКОПА
Алтайский край