Пожалуй, нет в России поэта, чья биография была бы изучена столь же тщательно, как жизненный путь Александра Сергеевича Пушкина.
Но смею надеяться, мне удалось обнаружить, что наш великий соотечественник был знатоком пчел.
Вот как охарактеризована в романе «Евгений Онегин» Ольга Ларина:
...цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве густой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Конечно, по этим строкам вряд ли можно представить, что автор знает пчел. Однако далее поэт пишет:
Но кушать подали... идут за стол...
Теснятся барышни к Татьяне;
Мужчины против; и, крестясь,
Толпа жужжит, за стол садясь.
Теперь можно уверенно сказать, что образ пчелы не случаен. Дружный приглушенный говор многих людей — это гул увлеченных работой пчел. Такое звучание характерно для пчельника, окруженного плетнем подворья, где стоят колоды, у летков которых толпятся, влетая и вылетая, многочисленные пчелы. Без сомнения, автор бывал на пасеке, наблюдал за жизнью насекомых. Дружный пчелиный гул остался в его памяти навсегда.
А вот как рассказано о начале бала в имении Лариных:
Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
По этим строкам видно, что поэт описывает гул работающих пчел, не их весенний облет, а дружный, хаотический лет в самую горячую пчеловодную пору — во время массового роения.
В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич упоминает пчел четырежды! Разве это случайность? Человеку, не знающему тонкости пчеловождения, не пришло бы в голову связать самое начало ранней весны с весенним облетом, когда «пчела за данью полевой летит из кельи восковой».
А.С.Пушкин досконально разбирался в устройстве пчелиного гнезда. Хотя заглянуть внутрь него в те времена было непросто. Ведь ульи были неразборные. А вскрыть дупло, тем более понять, что происходит внутри, — задача не из легких. Но в повести «Выстрел» читаем: «Стены его комнаты были источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». Если бы дело происходило в наше время, то удивляться было бы нечему.
Действительно, откачанный на медогонке сот имеет многочисленные отверстия, словно пробит несметным количеством пуль. Но в том-то и дело, что в начале XIX в. медогонок не было и соты скорее всего напоминали куски льда или снега. Их вырезали из дупла, клали на сито и мяли. Разрушенные соты никак нельзя было сравнить с комнатой, в которой жил отважный любитель дуэльных приключений. Напрашивается вывод: А.С.Пушкин через должею (специальное отверстие в колоде) видел не только залитые медом и запечатанные белоснежными восковыми крышками соты, но и засеянные маткой, с незапечатанным расплодом и пустые.
Где мог видеть это поэт? Конечно, в своем имении Михайловское. Когда наступило время его раздела между наследниками, то была составлена подробная оценка имущества. Из нее и стало известно, что наряду с рожью, коровами, индейками и т.д. в хозяйстве имелось 16 ульев с пчелами, которые давали 5 пудов меда. Почему в описи речь идет об ульях? Первые ульи были изобретены П.Прокоповичем и Н.Витвицким при жизни поэта, но мало вероятно, что эти новые жилища для пчел быстро появились в Псковской губернии. А если в Михайловском ульи все же были, то какой системы? Хотя скорее всего, идет путаница в понятиях и терминах.
Когда размышляешь о пчеловодных делах пушкинского имения, то обращаешь внимание на два интересных факта. Корова тогда стоила 25 руб., а улей с пчелами вдвое дороже! Если сравнивать с современными ценами, то сейчас пчелы стоят в 10 раз дешевле. И еще. Пчеловодство в Михайловском имело тот же основной недостаток, что и в наши дни: оно было натуральным и бездоходным.
В.ИЛЬНИЦКИЙ
Саратовская обл.