За последние десятилетия существенно изменилась кормовая база пчеловодства. Пчелы, хорошо приспособленные к лесным медоносам, в новых сложившихся условиях оказываются менее продуктивными, не способными проявлять высокую медособирательную деятельность. Рациональное использование пчел в соответствии с кормовой базой — важная задача в увеличении производства меда и другой отраслевой продукции на современном этапе.
Мы изучали пчел различных пород с точки зрения их медовой продуктивности, зимостойкости и других хозяйственных признаков в условиях Чувашии. Работу выполняли на семьях-аналогах внутрипородного типа среднерусской породы «приокский» и серой горной кавказской породы. Маток выписали из Краснополянской опытной станции пчеловодства. Контролем служили местные пчелиные семьи.
Работы проходили в течение 1995–2002 гг. на пасеке СХПК «Дружба» Моргаушского района. Кроме того, провели анализ данных, показывающих производство меда на сельскохозяйственных предприятиях Чувашии за последние 15 лет. Изучение современного состояния кормовой базы республики показало, что за последние 45 лет площади липовых насаждений и ивняков сократились в 2 раза, гречихи — в 10 раз, в то же время увеличились площади под многолетними травами (клевер, люцерна), изменился видовой состав растений.
Согласно расчету нектарного запаса, оказалось, что на липу мелколистную приходится 75,8%. Однако на территории республики нектар с этого вида липы пчелы в полном объеме использовать не могут. Она более или менее обильно цветет и нектароносит один раз в 5–8 лет, и пчелы используют только треть возможного объема нектара. В последние годы изменился и средний возраст липняков. Хотя липа и остается одним из сильных медоносов, на долю которого приходится наибольшее количество нектарного запаса республике, но она не является главным источником производства меда, а всего лишь обеспечивает поддерживающий медосбор. В этих условиях пчеловоды, пасеки которых расположены в лесной зоне, для полноценного использования медосбора с липы должны научиться точно по годам прогнозировать условия ее нектаровыделения, в противном случае без кочевки они останутся без меда. Расчеты по определению средних запасов нектара на семью и продуктивность семей пчел за последние 15 лет по каждому зональному подразделению это подтверждают. Так, казалось бы, в лесной зоне, где произрастают значительные массивы липняков, а объем нектарного запаса в расчете на семью пчел составляет 520 кг, должна быть наибольшая медовая продуктивность. Однако количество валового меда за эти годы увеличилось лишь с 20 до 21,5 кг на одну семью пчел, в то же время в лесополевой зоне — с 20,5 до 23,5 кг, а в полевой — с 22,6 до 28,2 кг. В отдельно взятом Шемуршинском районе, расположенном в лесной зоне с нектарозапасом 660 кг, на семью пчел валовый сбор меда не только не увеличился, но и снизился с 23,3 до 19,7 кг, в то же время в Батыревском районе (лесополевая зона) он увеличился с 28,1 до 34,4 кг. Такое положение объясняется тем, что традиционно преобладавшие в лесной зоне среднерусские пчелы оказались неспособными проявить высокую продуктивность в новых условиях, то есть в условиях слабого полифлерного медосбора с преобладанием лугового разнотравья.
В целом же запасы нектара в Чувашии позволяют дополнительно увеличить численность семей пчел на 20–27 тыс., а производство меда на 200–225 т, причем в условиях полевой и лесо-полевой зон, где сосредоточено до 80% семей от общего количества их в республике.
Практические исследования пчел различных пород на пасеке СХПК «Дружба» Моргаушского района по результатам зимовки показали, что приокские пчелы зимовали лучше, чем серые горные кавказские, и не отличались от местных (табл.1).
Показателем благополучной зимовки пчелиных семей является также количество печатного расплода на день весенней ревизии. Согласно данным таблицы 1, приокские пчелы превзошли местных среднерусских на 5,5%, а серых горных кавказских на 25,7% по этому показателю. В ходе зимовки местные и приокские пчелы меньше беспокоились, лучше переносили перепады наружной температуры. Повышенный шум, испражнения на прилетных площадках наблюдались лишь у серых горных кавказских пчел.
Исследования позволили установить, что в течение двух сезонов приокские пчелы на всем протяжении летнего периода больше выращивали расплода, чем местные и пчелы серой горной кавказской породы (табл. 1). К началу главного медосбора по количеству пчел, выращенных для его использования, и по среднесуточной яйценоскости маток они не уступили пчелам других пород.
Известно, что роение приводит к снижению продуктивности пчелиных семей и увеличению затрат труда по уходу за ними. Наши наблюдения показали, что наибольшим проявлением роевого инстинкта отличались местные пчелы, затем приокские и наименьшим — серые горные кавказские пчелы. Ройливость местных пчел оказалась максимальной и равнялась 20 и 19,9%, приокских — 15 и 16,6%, серых горных кавказских — 10 и 9,9%.
Проявление роевого инстинкта у медоносных пчел неразрывно связано с уровнем медосбора или количеством собираемого нектара в течение суток.
С уменьшением приноса в улей нектара или в случае полного отсутствия медосбора у всех испытуемых пород повышалась ройливость и в первую очередь у местных пчел. Систематическое удаление роевых мисочек у них в гнездах не давало желаемых результатов, они продолжали закладывать новые и прекращали только с наступлением медосбора до 1,5 кг в сутки. Приокские пчелы выходили из роевого состояния, когда медосбор в сутки был около 1 кг, а семьи серых горных кавказских пчел — при поступлении в гнездо 0,2–0,3 кг нектара в сутки. Таким образом, приокские пчелы по признаку ройливости заняли промежуточное положение, то есть роевой инстинкт у них выражен сильнее, чем у кавказянок, но слабее, чем у местных.
Главной оценкой хозяйственной ценности пчел является медовая продуктивность. Условия для сбора нектара в 2001 и 2002 гг. значительно отличались. Длительные весенние похолодания 2001 г. сдерживали рост и развитие семей, в результате к основному медосбору они не набрали оптимальной силы. В 2002 г. в период медосбора установилась засушливая погода, что отрицательно сказалось на выделении нектара растениями. В отдельных районах был отмечен сбор пади. В этих условиях в течение двух летних сезонов приокские пчелы собрали в среднем 31,9 кг меда на семью пчел, серые горные кавказские — 28,5 кг, местные 27,6 кг.
Таким образом, приокские пчелы собрали меда на 15,6% больше, чем местные, и на 11,9% больше, чем кавказянки.
При рассмотрении основных показателей пчеловодства Чувашии на большом числе пчелиных семей в связи с интродукцией приокских пчел отмечается повышение их сохранности за зимний период и увеличение медовой продуктивности (табл. 2). Исключение — крайне неблагоприятный для пчеловодства 2002 г. Данные таблицы 2 показывают, что валовая медовая продуктивность на одну семью пчел увеличилась в среднем с 20,3 до 30,4 кг (50%), товарного — с 6,2 до 12,9 кг (в 2 раза).
Летний сезон 2004 г. отличался благоприятными условиями для хорошего роста, развития и цветения клеверов, донника в районах полевой и лесополевой зоны республики. Как показали наблюдения, продуктивность приокских пчел оказалась выше, чем местных, то есть они эффективно работали на клеверно-луговом типе медосбора.
Таким образом, приокские пчелы сочетают в себе положительные качества среднерусских и серых горных кавказских пчел и в новых условиях проявляют более гибкую приспособляемость к медосбору, что отразилось на увеличении производства продукции при высокой сохранности пчел за зимний период.
Г.А.МАКСИМОВ
г. Чебоксары