В лечебной практике народных целителей пчелиный яд успешно применяли с незапамятных времен для лечения ревматических заболеваний, болей в пояснице и суставах.
Апитерапия использовалась в лечении заболеваний в Древнем Египте в VI–III тысячелетиях до н.э. Египтяне широко применяли мед для бальзамирования, консервирования пищи, особенно при дальних военных походах, в косметике, для лечения болезней. Древнеегипетская папирусная «Книга об изготовлении лекарств для всех частей человеческого тела» рекомендовала мед для терапии желудка, печени, воспаления глаз, ран, ожогов, язв. Кельтские и германские народы знали способы изготовления мазей на основе пчелиной золы, яда, прополиса. О чудодейственном применении апитерапии сообщается в китайских манускриптах.
По мере развития цивилизации стало возрастать внимание к продуктам пчеловодства как к лекарственным средствам. В России в 1861 г. профессор Петербургского лесного института М.Н.Лукомский впервые сообщил об эффективном применении пчелиного яда в работе «Пчелиный яд как лекарство для лечения ревматизма». В последующие годы, особенно в XX в., как в России, так и за рубежом многие ученые, как правило биологи и медики, проявляют большой интерес к продуктам пчеловодства. Накапливается опыт. В печати появляется целый ряд научно-исследовательских публикаций, расширяется спектр сочетаний продуктов пчеловодства для лечения различных заболеваний.
Неоценимый вклад в изучение свойств пчелиного яда, влияния апитоксинотерапии на живой организм внесли профессор кафедры физиологии человека и животных Горьковского (ныне Нижегородского) государственного университета им. Н.И.Лобачевского Николай Михайлович Артемов и его сотрудники (1939–1974). Свой кропотливый труд Н.М.Артемов обобщил в издании «Пчелиный яд, физиологические свойства и терапевтическое применение» (1941).
Под руководством профессора Г.П.Зайцева на кафедре общей хирургии 2-го Московского медицинского института им. Н.И.Пирогова было проведено клиническое изучение и испытание пчелиного яда при патологии позвоночника и сосудистых заболеваний нижних конечностей.
Пчелиный яд — основное средство апитерапии, поэтому изучение его компонентов привлекало многих ученых. Так, в 1952 г. W.Neumann et E.Hebermann разделили пчелиный яд на две фракции и выделили пептиды с различными аминокислотными остатками. E.Hebermann в 1964–1965 гг. обнаружил в яде пептид, имеющий 18 аминокислотных остатков (апамин).
Необходимо отметить фундаментальные исследования физических, биохимических и физиологических свойств пчелиного яда, проведенные заведующим кафедрой биохимии человека и животных Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, доктором биологических наук, профессором, председателем Межведомственного координационного совета по апитерапии РФ В.Н.Крыловым.
Пчелиный яд не воспроизводим ни одним животным в мире. Это природный «набор» ферментов. В секрете ядовитых желез обнаружены сходные по структуре с пиявочным секретом биологически активные вещества. Фермент гиалуронидаза в пчелином яде является термостабильным и более активным, чем в пиявочном секрете. При выделении его из пчелиного яда он меняет свои свойства, становится термолабильным (Hebermann,1965). Гиалуронидаза деполяризует гиалуроновые структуры межклеточного вещества, способствует транспорту веществ и клеток из кровеносного русла. Количественное ее увеличение усиливает выход жидкости, что объясняет быстрое появление отечности после воздействия пчелиного жала. Экспериментально доказано, что гепарин (гирудин) в зависимости от введенной дозы усиливает действие гиалуронидазы и снижает токсичность нативного пчелиного яда в 1,5–2 раза (В.Н.Крылов, 1995; Н.Б.Звонкова, А.В.Гаранин, А.Е.Хомутов, 2006).
Известно, что одна из фракций, выделенная из пчелиного яда — мелиттин, понижает свертываемость крови. Составляющий основу пиявочного секрета гирудин является сильным антикоагулянтом, растворяет кровяные сгустки (тромбы). Как секрет пиявки, так и пчелиный яд влияют на ионные канальцы клеток: улучшают их проницаемость, нормализируют вход и выход микроэлементов, продуктов питания и обмена.
Пчелиный яд, действуя на лизосомальную поверхность клетки, разрушает ее, способствует выбросу клеточной фосфолипазы, которая разрушает тучные клетки соединительной ткани. Последние в большом количестве выбрасывают гистамин, серотонин. Они также способствуют выходу клеточной жидкости в межклеточное пространство и формируют отечность, покраснение ткани на месте ужаления пчелой. Подобным дополнительно к лечебному действию обладает и дестабилаза слюнного секрета пиявки. Учитывая, что гепарин (гирудин) значительно снижает токсическое действие пчелиного яда, народные целители использовали эти качества для уменьшения побочных явлений и осложнений при лечении пчелоужалением, назначая гирудотерапию.
Старейший метод лечения с помощью пиявок пришел к нам из индийской медицины и насчитывает несколько тысячелетий до нашей эры. Так, на многих фресках и статуях фигура врача-индуса Дхавантари, символизируя атрибуты народного врачевания, держит в одной руке собранный с цветов нектар, а в другой — пиявку.
В Средние века лечение и кровопускание пиявками нашли широкое распространение. Увеличился спектр показаний. Большой вклад в развитие «пиявочной терапии» в Европе внесли А.Закуто (1575–1642), Ф.Хоффманн (1660–1742), которые обобщили положительные результаты исцеления заболеваний пиявками. Они же смело рекомендовали применять их и с целью профилактики предполагаемой патологии.
В России лечение пиявками известно с XV в. В военных походах был обязательным «целебный набор», состоящий из пиявок и трав. В XVII в. царем Алексеем Михайловичем был издан Указ о выращивании пиявок в пруду на территории ныне существующего Измайловского парка (Москва).
Первые обоснованные рекомендации по применению пиявок для лечения головной боли, геморроя, женских болезней, кровопусканий в русской печати появились в лечебнике Бахмана (1789 г.). В период осады Севастополя великий русский хирург Н.И.Пирогов гирудотерапию назначал тяжелораненым для снятия боли и скорейшего заживления ран.
Пиявки из России пользовались большим спросом и стоили дорого. Их экспорт достигал более 20 миллионов штук в год, что составляло весомую часть доходов государственной казны. Поставки в большом количестве осуществлялись и из сибирских губерний.
Для удовлетворения запросов пациентов и медицинской промышленности в стране организованы четыре биофабрики по выращиванию пиявок, индустрия которых очень рентабельна.
Наблюдая природный эффект отсасывания (насоса) пиявкой крови, можно предполагать, что здесь присутствует механизм одновременного удаления межтканевой жидкости с аллергенами. За счет гирудина происходит инактивация пчелиного яда, значит, и уменьшение его токсического влияния на организм, которое возникает как ответная реакция на ужаление пчелы (действие фракции пчелиного яда — апамина). Мы это сочетание используем в своей практике недавно, то есть с 2002 г. Наблюдений недостаточно, чтобы сделать обобщающие выводы.
После комплексного восстановительного лечения (гирудотерапией и апитерапией) заболеваний опорно-двигательной системы отмечается уменьшение локальной отечности, гиперемии, болезненности и более стойкий терапевтический эффект, длительная ремиссия. В официальной медицине подобных методических рекомендаций нет. Комплексный подход не нашел еще широкого применения и используется в практике у отдельных врачей, имеющих специализацию по гирудотерапии и апитерапии в системе Минздрава РФ.
К сказанному нужно добавить, что на сегодняшний день в реестре специальностей нет апитерапевта, как нет и такой должности. В рамках к полученной базовой специализации врача лишь предусмотрено повышение его квалификации как по дополнительному выбранному методу — апитерапии, что существенно расширяет его лечебные возможности.
Н.СУЛИМ
профессор, доктор медицинских наук,
заслуженный врач РФ
Москва
Показана эффективность апитерапии, применяемой совместно с гирудотерапией.
Ключевые слова: апитерапия, гирудотерапия, пчелиный яд, пиявки, мелиттин, гирудин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылов В.Н., Агафонов А.В., Кривцов Н.И., Лебедев В.И., Бурмистрова Л.А., Ошевенский Л.В., Сокольский С.С. Теория и средства апитерапии. — М., 2007. — С. 296.
2. Никонов Г.И. Медицинская пиявка. — С.-Петербург, 1998. — С. 224.
3. Сулим Н.И. Основы клинической гирудотерапии. — Москва, 2003. — Т.1. — С. 203.
4. Баскова И.П., Исханян Г.С. Гирудотерапия. Наука и практика. — Москва, 2004. — С. 507.