Пчеловоды часто используют двух маток для наращивания силы семьи. С этой целью делают лежаки с глухими перегородками-вставками, двумя летками. В общем, идей по этому поводу очень много, и я с отцом в свое время все это проходил.
Так сложилось, что после долгого перерыва мне пришлось разводить пчел снова. С трудом удалось приобрести весной одну семью на пяти рамках. Установил потолочную кормушку. Сироп варил разный: часто на коровьем молоке, добавлял дрожжи и т.д. Подставлял вощину — сотовых рамок не было. Как только стало семь рамок с расплодом, сделал отводок методом «налета на матку». Через два дня подставил в семью две рамки с расплодом на выходе. Количество расплода потом регулировал, маток в отводки подсаживал роевых, неплодных, которых брал у других пчеловодов. Как только в первом улье накопилось семь рамок расплода — опять сделал отводок методом «налета на матку». И так продолжал делать. В итоге в зиму у меня пошло четыре семьи на 9–10 рамках, вощина была отстроена (54 листа). Это важно для начинающих.
Мне стало понятно, что одна молодая матка в состоянии создать очень сильную семью, главное — держать ее постоянно в стадии развития. Не буду рассказывать о всех деталях технологии, так как, может быть, здесь много факторов, которые потребуют от пчеловода корректирования. Но благодаря использованию своих приемов мне удается к главному медосбору с липы иметь семьи с одной маткой, занимающие 30–48 рамок (435 х 300). Я не использую лежаки и двухматочную систему содержания пчел. Вертикальное гнездо для пчел естественнее и удобнее. К тому же в одинаковых по силе семьях меда в вертикальном гнезде всегда оказывается больше и он там качественней. Проверьте, но я это доказал уже несколько раз. Теперь часть ульев делаю на 10 рамок по 3–4 корпуса.
Хочу высказаться по поводу дупел и дуплянок. В начале 1960-х годов отец задумал развести пчел. Купить их ему не удавалось. Он изготовил четыре легкие дуплянки из осины. Заготовки имели толщину 35–45 см и высоту 120 см. Висели дуплянки на старых грушах на расстоянии 100–150 м, разместившись вокруг пасеки так, чтобы всегда можно было их снять. Каждые три-четыре дня в роевой период их осматривали. Если с пасеки улетал рой, он всегда был в дуплянке. Мы переносили его в улей и даже через два-три дня. Удивляло то, что пчелы почти никогда не возвращались опять в дуплянку, которую на третий день возвращали на место.
В первой же дуплянке поселился рой. Развившаяся из него семья провела первую зиму прямо в углу хаты, заваленная тряпками. На следующий год она дала нам около десятка ройков — не успевали строить ульи.
П.И.ПОНОМАР
Приморский край,
Красноармейский р-н, с. Рощино