К сожалению, в нашем пчеловодстве весьма живучи старые мифы, устаревшие представления о жизни пчел, которые тормозят развитие отрасли и внедрение промышленного пчеловодства. Пожалуй, в этом вина не только пчеловодов. Авторы некоторых учебников, переписывая материалы из других книг, не замечают мировых достижений нашей отрасли. Так, в весьма распространенном учебном пособии для пчеловодов «Энциклопедия пчеловодства» (Москва: «Диля», 2002), ульям Лангстрота-Рута отведено всего семь строк, где утверждается, что «этот улей распространен сравнительно мало». И это об улье, которым пользуется весь мир!
В другом месте на многокорпусный улей незаслуженно навешивается масса недостатков. Так, при использовании этой системы ульев: «иногда роевое настроение чаще встречается», «порой меньше меда», «обслуживать надо с помощником», «работа с ульем более механическая» и т.д. Не забыт и пчеловод-любитель, который лишен (только вот кем?) возможности «чаще проводить осмотры гнезд ради собственного удовольствия». В книге нет даже рисунка многокорпусного улья.
Все эти откровения вызывают сомнения в компетентности авторов и оцениваются соответствующим образом даже начинающими пчеловодами. Но вот когда повторяется старый миф о том, что «запасы корма всегда помещаются над клубом, который всегда перемещается только вверх» — это уже серьезно.
Это утверждение «только вверх» с дважды повторенным «всегда» наносит много вреда, препятствует внедрению многокорпусных ульев, заставляет делать пустую непроизводительную работу.
Знаю одного начинающего пчеловода из России, который под влиянием такого мифа сделал комбинированные ульи, нижние корпуса которых на узковысокую рамку размером 300 х 435 мм, а верхние на рутовскую размером 435 х 230 мм. Этот умелец занялся изобретательством, соединив глубокую старину с современным ульем. В результате он лишился всех преимуществ многокорпусного улья, в том числе и основного — возможности применять высокопроизводительную промышленную технологию ухода. К сожалению, он не одинок. Такие гибридные ульи есть и у пчеловодов г. Минска.
Так как вопросы движения клуба актуальны, проанализирую вкратце еще одно распространенное заблуждение. Речь пойдет о теплом или холодном заносе.
Мой пчеловодный опыт, который я начинал приобретать еще у моего отца, использовавшего ульи Левицкого, позволил правильно выбрать тип улья — только многокорпусный! О таких ульях я встречал мало публикаций, поэтому пришлось постигать работу с ним, экспериментируя на своей пасеке. Я выбрал двенадцатирамочные ульи, чтобы можно было испытать пользу рекламируемого тогда (да и теперь не редкость) теплого заноса. В первые же годы выяснил, что это миф, от которого надо избавляться. Теперь использую только холодный занос: пчелы меньше роятся, проще организовывать отводки, главное — семьи лучше зимуют. Позже подтверждение этому нашел в «Энциклопедии» Рута.
Проблема зимовки оказалась посерьезнее. Я использовал чертежи многокорпусного улья по проекту №808-5-1, где указана высота корпусов 250 мм. При этом обнаружилось, что расстояние между рамками корпусов по вертикали равно 15 мм, что вызывало трудности в период зимовки пчел. Летом это пространство они застраивали сотами, поэтому рамки приходится выдирать, работа корпусами невозможна. Пришлось уменьшить высоту корпусов на 7 мм. Кстати, эту ошибку в типовом проекте не исправили до сих пор: во всех последующих публикациях дают высоту корпуса 250 мм.
Сначала мои семьи зимовали в двух корпусах, но зимовка проходила не всегда успешно. Кроме этого, приходилось выбраковывать заплесневелые рамки нижнего корпуса, что вызывало дефицит сотов. Попробовал организовать зимовку пчел в одном корпусе по опыту пчеловодов Финляндии и получил отличный результат. Экспериментируя, занес на зиму три семьи послабее в дощатый сарай, — разница в результатах оказалась разительной! Зимовавшие в сарае семьи имели весной подмора в три раза меньше, чем те, которые остались на точке, и у них осталась треть корма. Более сильные семьи, зимовавшие на воле, съели все запасы. Их пришлось срочно подкармливать.
Теперь у меня пчелы зимуют только в помещении — в надземном сооружении с кирпичными стенами и цементным полом, положенным на грунт, в котором практически такая же температура, как и снаружи. Однако она более предпочтительна для пчел в условиях наших зим с январскими оттепелями. В такие дни заношу в помещение емкости со снегом и снижаю этим температуру в ульях, предотвращая раннее появление расплода.
Л.Н.ЯНУШКЕВИЧ
Республика Беларусь,
г. Минск