Существует два мнения о роении. Одни пчеловоды полагают, что оно приносит пользу, а другие – вред. Те, кто считает роение положительным явлением, говорят, что рой обладает мощным зарядом природной энергии, быстро отстраивает новое, чистое гнездо, самоочищается от клеща варроа и других вредителей, эффективно работает на медосборе.
Все это относится к сильным роям-первакам или свалочным – вышедшим в оптимальные сроки до основного медосбора. Поэтому лучший вариант здесь – управляемое роение.
Против роения выступают прежде всего владельцы больших, промышленных пасек. Там уследить за роями просто невозможно, они ослабляют пчелиные семьи, и в результате медопродуктивность пасеки падает. Но практически все способы, снижающие и сдерживающие роение, приводят к уменьшению медопродуктивности.
Методов, полностью исключающих роение, не существует, и все семьи пчел когда-то должны отпустить рой. Это закон природы. В ж-ле «Пчеловодство» неоднократно описывались способы создания сильных семей-медовиков. Они, как правило, связаны с роением или, лучше сказать, с управляемым роением и объединением в дальнейшем роя и семьи, отпустившей его (Волынцевич Е.Ф. Формирование и использование семей медовиков // Пчеловодство. – 2015. – №4).
На своей пасеке, насчитывающей в среднем 15 семей, неоднократно применял подобные методы. Это позволяет разрешать пчелам роиться, так как за ними можно уследить. Допускаю выход одного-двух роев.
Частые осмотры семей для контроля подготовки к роению не практикую – это вмешательство в жизнедеятельность пчел. Они отрицательно сказываются на состоянии пчел, вызывают их агрессию, заставляют выполнять ненужную работу по восстановлению целостности гнезда. Поэтому хотя я и готовлюсь к выходу роя, но он всегда выходит неожиданно. Особый звук роевых пчел приятно радует слух, вызывает положительные эмоции, заставляя принять необходимые меры к посадке его в нужном месте – на привой или в роевню – для удобства снятия.
В 2015 г. на моей пасеке первый рой вышел 26 мая. С утра погода была неустойчивой, воздух прогрелся только после 12 ч. Характерный звук роящихся пчел я не услышал, но рой увидела супруга. В гущу пчел поднял на шесте роевню, смазанную апироем. Однако пчелы проигнорировали ее и зашли в стоящий на пасеке улей, снабженный сотовыми рамками. Ранее в нем заметил пчел-разведчиц, что служит показателем приближающегося роения. Как оказалось, это были крылатые труженицы с нашей пасеки.
На следующий день роилась еще одна семья, пчелы которой зашли в пустующий улей, игнорируя подставленную роевню. Однако на следующий день из этого улья вновь вышел рой и заселил выбранный разведчицами улей. Очевидно, ранее матка в него не попала и только в этот день рой оказался комплектным. Чудеса роения этого сезона только начинались. Вполне возможно, это был вторак.
Следующий рой вышел 1 июня и также заселил пустой улей. У меня были другие планы на его размещение, поэтому роевых пчел вместе с рамками из улья перенес в фанерный ящик, который убрал в погреб зимовника. На другой день заселил его в улей. Сам факт неоднократного выбора роевыми пчелами пустых ульев на пасеке противоречит задачам природы: улетать подальше от своих родичей. Подобное иногда случалось, но такого массового явления до сих пор не наблюдал.
Если раньше чаще объединял рой с отпустившей его семьей (для этого улей с роем ставил рядом), то в этом году решил сделать иначе. Отроившиеся семьи стояли близко друг к другу в павильоне, планировал объединить их перед главным медосбором.
Ульи с роями тоже размещал компактными группами с целью дальнейшего объединения по два или по три в одну большую семью после появления в них расплода. Далее роение шло своим чередом. Были перваки и втораки, отдельные семьи отпускали три-четыре роя, так как пчелы умеют скрывать маточники.
В процесс роения часто вмешивалась погода, сбивая все сроки выхода роев. Но теперь пчелы прививались в одном месте на липе, в котором размещал роевни, смазанные апироем, и трудностей с поимкой роев больше не было. После того как основная масса пчел собиралась в роевне, опускал ее вниз (рис. 1).
Если рой все же прививался на ветке, применял устройство, которым пользовались еще мои предки, – кронштейн с двумя сотовыми рамками (рис. 2).
Кронштейн закрепляю на шесте, верхние бруски рамок смазываю апироем. Конструкцию подвожу под висящий рой, пчелы которого перемещаются на соты. Далее стряхиваю крылатых тружениц в роевню или помещаю рамки с пчелами в специальный ящик.
Однажды выбрав место привоя, пчелы при роении летят туда. Если там находится роевня, то они предпочитают прививаться в нее, особенно если она смазана апироем. Однако заметил, что привившийся таким образом рой может оказаться без матки и пчелы через некоторое время возвращаются в свой улей. В 2015 г. таких случаев на моей пасеке было три. Апирой привлекает пчел и действует какое-то время, но удержать рой, если в нем нет матки, не может.
Рои чаще были небольшие – около 1,5 кг. Поэтому когда в один день выходило несколько роев, то искусственно создавал свалочные, помещая в один улей по два. Известно, что рои объединяются легко, без драки и выбирают себе лучшую матку. Однажды хорошо работавшая объединенная семья на третий день отпустила рой, который вышел в 8 ч 30 мин.
И еще один интересный случай. Большой рой после посадки в улей начал интенсивный лет. Причем пчелы в улей не возвращались. Как уходит рой, я знаю. Здесь ситуация была другой. Похоже, пчелы возвращались в свои семьи. На следующий день в улье обнаружил горстку пчел с маткой на одной рамке. Почему пчелы улетели от матки?
В конце июня на пасеке образовались 22 семьи. Все матки оплодотворились, а в роях-перваках пчелы их заменили.
Объединение обычно провожу в первой декаде июля, до начала основного медосбора. Так поступил и в этот раз. В результате на пасеке стало 10 семей-медовиков. Пчелы с трудом умещались в 12-рамочных ульях с тремя магазинными надставками.
Но сезон 2015 г. оказался не таким, как обычно. Из-за слабого медосбора обнаружились признаки вторичного роения. В магазинных рамках появился пчелиный расплод и большое количество трутневого. Незначительное количество нектара, приносимого пчелами, уходило на его воспитание, мед в ульях почти отсутствовал. На соседних пасеках несколько роев вышло в начале августа. На 10 августа в ульях было много трутневого расплода, хотя матки работали хорошо, пчелы не планировали их замену. По всем канонам при слабом медосборе пчелы не выращивают трутней, а имеющихся оттесняют от кормов и выгоняют из ульев.
Выводы о роении в 2015 г. пчеловоды сделают позднее. Но уже сейчас ясно: поведение пчел непредсказуемо и хозяин пасеки не может полностью им управлять.
И.С.НЕВСКИЙ
г. Тверь