Пчеловодство Приморского края зародилось в конце ХIX в. при освоении Дальнего Востока переселенцами. До 1870 г. здесь обитали дикие пчелы вида Apis indica (Apis cerana). По сообщениям С.Сбойчакова (1927) и Г.Овсиенко (1945), семьи вида Apis mellifera завезли сюда в 1865 г., а по сведениям А.П.Воскресенского (1930) — в 1870 г. Этот срок подтверждает и А.Леляков (1928). По его данным, первые пчелы появились в Приморье в 1870 г. (пароходом из Одессы). Интенсивная интродукция их из южных областей России проходила с 80-х гг. ХIX в. до 1910 г. (К.И.Головина, 1967). В 1930 г. сюда доставили пчел серой горной кавказской и итальянской породы (В.Ф.Семененко, 1950). Последний завоз зафиксирован в середине 70-х гг. прошлого столетия: большая партия пакетных семей была рассредоточена по ряду пчеловодческих совхозов.
В результате стихийной селекции и жесткого естественного отбора на работоспособность, выносливость и приспособленность к своеобразным природно-климатическим условиям сформировались пчелы дальневосточного региона, характеризующиеся миролюбием, высокой зимостойкостью, хорошим использованием короткого бурного взятка с липы, способностью работать при пониженных температурах и повышенной влажности воздуха. Кроме того, они имеют целый ряд отличительных признаков, изучение которых представляет большой научный и практический интерес.
Н.И.Кривцов, Г.Пеххакер (2004) считают, что «необходимо возвратиться к изучению, селекции, апробации дальневосточных пчел, ввести их в реестр официальных пород пчел страны».
Морфологические признаки пчел важны для селекционной работы. Многие из них связаны с продуктивностью семей (длина хоботка, емкость медового зобика, размер восковых зеркалец и т.д.).
Однако они изменяются не только в зависимости от породы, популяции, но и связаны со временем активного периода. Сезонную изменчивость экстерьера можно рассматривать как определенную реакцию организма насекомых на изменение таких внешних факторов, как климат, условия питания и др.
Мы специально занимались этим вопросом, изучали сезонную изменчивость некоторых экстерьерных признаков пчел юга Приморского края, выращенных в семьях разной силы. Подопытные группы (по 10 семей) сформировали во второй половине апреля 2003 г.
В первую (I) вошли семьи массой 1,11 кг (слабые), во вторую группу (II) — 2,16 кг (сильные) (табл.). Учитывали возраст маток, обеспеченность кормами. Пробы пчел для изучения морфологических признаков отбирали ежемесячно.
Наблюдая за семьями в течение сезона, заметили, что периоды роста и развития слабых и сильных семей различались как по продолжительности, так и по количественным и качественным показателям семей. При анализе сезонных изменений морфологических признаков отметили рост размеров экзоскелета в течение всего активного периода (рис. 1–5).
Величины большинства морфологических признаков выше у пчел летних и осенних поколений, чем у весенних. Увеличение длины и ширины крыла, числа зацепок на заднем крыле у пчел сильных и слабых семей приходится на разное время активного сезона (рис. 1, 2), то есть прослеживается немного иной характер их изменения.
Максимального развития эти признаки в обеих группах достигают у осеннего, подготовленного к зимовке поколения пчел: длина хоботка увеличилась на 10,5%, длина крыла — на 10,2%; ширина крыла — на 11,2% у особей из слабых семей и на 11,0% у пчел сильных семей; число зацепок на заднем крыле — на 10,8% в слабых семьях и на 10,5% в сильных; кубитальный индекс — на 14,1 и на 11,5% соответственно.
Разница между группами по обсуждаемыми показателям достоверна на протяжении всего периода активной жизнедеятельности пчелиных семей. Исключение составляют различия в показателях ширины крыла у пчел раннего весеннего и летнего поколений и в числе зацепок на заднем крыле (различия достоверны в апреле, мае и августе).
Л.Г.КОДЕСЬ, Т.В.СТОЛБОВА
Приморская государственная
сельскохозяйственная академия