На протяжении многих десятилетий политика нашего государства в отношении личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения была направлена на сдерживание их развития. Ранее под ЛПХ понималась особая форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции на предоставленном в пользование земельном участке. Такая деятельность была дополнительной для трудоспособных граждан и осуществлялась в свободное от работы время. Другими словами, сельский житель работал в колхозе либо в совхозе, где получал гарантированную заработную плату. Помимо этого, у него был приусадебный участок, на котором он в свободное от основной работы время выращивал овощи, фрукты, держал пчел, скот, птицу и т.д. Часть полученной с приусадебного участка продукции крестьянин оставлял для личного потребления, другую — продавал на колхозном рынке или через сеть потребкооперации. Не секрет, что сельские жители благодаря подсобным хозяйствам обеспечивали себе хороший достаток.
С началом реформ для многих сельчан ЛПХ стало одним из источников дохода, превратившись одновременно в основной вид трудовой деятельности, то есть не в личное подсобное, а в личное основное хозяйство. Однако как ранее, так и сейчас деятельность в ЛПХ не относится к предпринимательской, что весьма существенно для тех, кто работает в таких хозяйствах.
Одной из основных проблем, связанных с ведением ЛПХ, остается земельный вопрос. Ведь ЛПХ — это, как правило, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а значит, неразрывно связано с земельными отношениями. Тем более что согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» владельцы ЛПХ признаны сельскохозяйственными производителями, и это дает им возможность воспользоваться гарантированной поддержкой со стороны государства.
В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Право на ведение ЛПХ имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которые приобрели их для ведения данного хозяйства.
Таким образом, земельные участки для ведения ЛПХ граждане могут приобрести в рамках гражданско-правовых отношений, а также их могут предоставить из земель государственной или муниципальной собственности. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения ЛПХ предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Зарегистрированным по месту постоянного проживания в городских поселениях указанные участки для ведения ЛПХ предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» принят в 2003 г. и претерпел мало изменений, хотя вопросы о предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности возникают повсеместно. Многие сельчане не знают, что имеют право на предоставление не только небольшого земельного участка в границах населенного пункта — приусадебного земельного участка, но и полевого земельного участка для ведения ЛПХ из земель государственной или муниципальной собственности.
Полевой земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта. Как правило, его предоставляют из земель фонда перераспределения, формируемого за счет участков земель сельскохозяйственного назначения государственной или муниципальной собственности. Размер полевого земельного участка для ведения ЛПХ зависит от субъекта РФ. При этом главе ЛПХ не нужно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского фермерского хозяйства. Учет ЛПХ ведется в органах местного самоуправления, и это помогает пчеловодам решать некоторые организационные вопросы, например при оформлении на ветеринарной станции пасечного паспорта (в него вносят записи о благополучии пасеки на предмет заболевания пчел, отмечают периодичность профилактических обработок).
Сельчанин, желающий производить сельскохозяйственную продукцию, может обратиться с заявлением о выделении полевого земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (статья 34 Земельного кодекса РФ). Участок может быть предоставлен на праве собственности или аренды на длительный срок. Необходимо помнить, что если земельный участок используется ненадлежащим образом, то у землепользователя, нарушающего условия разрешенного землеиспользования, его могут изъять.
Казалось бы, на основе действующего земельного законодательства получить полевой земельный участок для ведения ЛПХ достаточно просто. Однако, как и многие сельские жители, я столкнулся с тем, что власти на местах не всегда идут навстречу сельчанам, желающим работать на земле, даже в случаях, когда сроки землеотведения и предоставления полевого земельного участка для ведения ЛПХ закреплены законодательством. Я владею ЛПХ, расположенным в Мамонтовском районе Алтайского края. Восемь лет занимаюсь разведением пчел, третий год выращиваю элитный сортовой картофель. В марте 2009 г. обратился в администрацию Мамонтовского района с заявлением о предоставлении полевого земельного участка для ведения ЛПХ из земель сельскохозяйственного назначения государственной или муниципальной собственности. Но, несмотря на сроки, обозначенные в земельном законодательстве, получить участок до конца 2009 г. не удалось. И только благодаря моим активным действиям и поддержке прокуратуры Алтайского края к настоящему времени сумел зарегистрировать на правах аренды 12 га выделенного полевого земельного участка из фонда перераспределения сельскохозяйственных земель государственной или муниципальной собственности. Сейчас занимаюсь переводом этого участка в собственность.
На находящемся в пользовании полевом земельном участке можно посеять многолетние медоносы (например, эспарцет или люцерну). Это позволит обеспечить взятком небольшую пасеку, а подсобное хозяйство — сеном.
После того как права владельца земельного участка надлежащим образом зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, он имеет право на предусмотренные льготы. Так, владелец ЛПХ может получить целевой кредит на покупку пчелиных семей, средств содержания пчел, инвентаря для пасеки, молодняка животных, семенного и посадочного материала, сельскохозяйственной техники и инвентаря, средств защиты растений и др. Часть процентов за пользование кредитными средствами субсидирует государство.
Если владелец ЛПХ зарегистрировал в собственность сельскохозяйственную технику или специально переоборудованные автомобили, то он имеет право на льготу по уплате транспортного налога (статья 358 Налогового кодекса РФ). Можно воспользоваться сельскохозяйственным страхованием на случай риска утраты урожая с предоставлением субсидии за счет бюджетных средств на страховой взнос по договору страхования (статья 12 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
В заключение следует особо подчеркнуть, поскольку ведение ЛПХ не является предпринимательской деятельностью, доход, полученный от реализации меда, пчелиных семей, продуктов пчеловодства, произведенных в этом хозяйстве, не декларируется и не облагается налогом на доход.
Ю.Г.ШАТАЛОВ
Алтайский край, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.