Семья медоносной пчелы реагирует на потерю матки воспроизводством нескольких новых, используя для этого личинок пчел. Этим инстинктом впервые воспользовался русский пчеловод Е.С.Гусев в середине XVIII в. Современные технологии также базируются на нем.
Развитие личинки матки зависит от количества и качества маточного молочка (В.Н.Крылов, С.С.Сокольский, 2000).
На стадии куколки ход ее онтогенеза определяется в основном температурой, влажностью и газовым составом окружающего воздуха (Е.К.Еськов, 1994, 1995). Поскольку эти показатели внутриульевого микроклимата зависят от погодных условий и физиологического состояния семьи, то для оптимизации развития маток на стадии куколки маточники инкубируют в термостатах при 35–34°С и 70–80%-ной влажности аэрируемого воздуха.
На период спаривания маток подсаживают в безматочные пчелиные семьи. При их массовой репродукции для снижения затрат используют нуклеусы. В них помещают чаще всего не взрослых маток, а запечатанные маточники. К сожалению, по внешним признакам невозможно определить их качество. Величина маточника может использоваться лишь как некоторый косвенный признак обеспеченности развивавшейся особи кормом (маточным молочком).
Действительно, относительно крупные маточники обычно хранят в себе несколько бóльшие запасы корма, расходуемого в основном на стадии личинки. Однако это не исключает гибели развивающихся куколок, которая может происходить при неблагоприятном воздействии многих биотических и абиотических факторов, в частности неосторожном обращении пчеловода с маточниками (сотрясение), когда матки находятся на стадии предкуколки.
Интродукция маточников с погибшими матками в безматочные семьи отражается на увеличении продолжительности периода нерационального использования последних, связанного с невозможностью воспроизводства пчел. Для устранения вышеперечисленных неблагоприятных последствий необходимы надежные способы диагностики.
Так, можно отличить запечатанный маточник с погибшей маткой (на стадии предкуколки или куколки) от такового с живой по его температуре, то есть тепловыделению, порождаемому процессами метаболизма живого организма (Е.К.Еськов, 1995).
Мы разработали два способа регистрации тепловыделения предкуколками и куколками, находящимися в запечатанных маточниках. Первый из них основан на регистрации разности температур окружающего воздуха и поверхности маточника на некотором расстоянии от него (Е.К.Еськов, А.И.Торопцев, 1978). При 35°С это различие на расстоянии 1,5–2 см достигает 0,2–0,5°С. Второй способ основан на использовании эффекта излучения развивающимися матками инфракрасных волн длиной 9,6±6 мкм.
Для регистрации разности температур поверхности маточника и окружающего воздуха предлагается использование батареи последовательно соединенных термопар, образующих кольцо с внутренним диаметром 10±0,5 мм и внешним — 20±0,5 мм (рис. 1).
Спаи хромель-копелевых термопар диаметром 0,3–0,5 мм располагают на внутренней и внешней окружностях колец. Маточник так вставляют в кольцо, образуемое батареей термопар, чтобы он прикасался к их внутренним спаям. Гальванометр (рис. 1), регистрирует разницу температур поверхности маточника и окружающего воздуха.
Батарею термопар размещают на опорах внутри корпуса, изолирующего маточники от воздействия внешней среды. В рабочем состоянии корпус накрывают крышкой. Устройство не нуждается в настройке или калибровке. О наличии в маточнике живой предкуколки или куколки свидетельствует отклонение стрелки гальванометра. Если она не отклоняется — внутри погибшая матка.
Один недостаток описанного способа связан с возможностью повреждения маточника при неосторожном помещении его в кольцо, образуемое термопарами, это может повлечь за собой гибель матки.
Другой недостаток заключается в том, что реализация такого способа сопряжена с большими затратами времени: каждый маточник необходимо отделить от рамки-штатива, в течение 3–5 мин удерживать на спаях термопар в корпусе измерительного устройства. Это время требуется для разогрева термопар, образующих спаи диаметром около 1 мм.
Е.К.ЕСЬКОВ,
В.А.ТОБОЕВ, М.Д.ЕСЬКОВА