Научные исследования по изучению аскосфероза на территории Сибири не проводили. Цель нашей работы — разработать оптимальные для Сибири меры борьбы и профилактики этого заболевания.
Эксперимент проводили на любительской пасеке, расположенной в Новосибирском районе с. Гусиный Брод, в 2005–2006 гг. на пчелиных семьях местной популяции (по поведению и экстерьерным признакам они приближаются к карпатской породе).
Семьи выставляли в соответствии с методикой В.Г.Кашковского, 2 апреля 2005 г. с 8 до 10 ч утра при температуре воздуха в тени 8°С (14–16°С на солнечной стороне). Через час, когда пчелы успокоились, окрыли летки, очистили их от подмора. Из тридцати выставленных семей у двенадцати он прошел дружно, что свидетельствовало о благополучной зимовке и достаточной силе. Другие семьи облетывались вяло, вылетали лишь отдельные особи.
После осмотра пчелиных семей мы установили, что у двенадцати зимовка прошла хорошо, в остальных — удовлетворительно и в одной — плохо. Подмор сожгли. Гнезда сократили и утеплили. Сформировали четыре группы (контрольная и три подопытные) семей по три в каждой. Учитывали силу (по числу улочек), число рамок в гнезде, количество расплода, возраст маток, состояние сотов. Мы поставили перед собой задачу определить оптимальные сроки обработок семей сухими (аскосан) и жидкими (унисан) препаратами с учетом, что при использовании последних отмечается повышение влажности в гнезде.
В подопытной группе 1 проводили комплексное лечение аскосаном и унисаном. Аскосан смешивали с сахарной пудрой из расчета 1 г препарата на 100 г пудры. Гнездовые рамки с пчелами раздвигали и опудривали их приготовленной смесью из пульверизатора из расчета по 5–6 г на одну рамку. По разработанной нами методике через шесть дней семьи в этой группе обрабатывали унисаном (1 мл препарата смешивали с 500 мл теплого (35–40°С) сахарного сиропа (1:1) до получения равномерной эмульсии). Соты с пчелами равномерно опрыскивали с обеих сторон из расчета по 10–12 мл на одну рамку.
В подопытной группе 2 семьи обрабатывали только аскосаном согласно инструкции. В подопытной группе 3 — только унисаном (согласно инструкции). В контроле пчел лекарственными препаратами не обрабатывали.
Обработку лекарственными препаратами проводили с 4 по 20 апреля и с 1 по 15 мая. Задача заключалась в выявлении эффекта лекарственных средств в зависимости от времени обработки.
Признаки болезни (клиническая картина по мумифицированным личинкам) визуально были выявлены через 18 дней после выставки пчелиных семей из зимовника. Первую обработку аскосаном групп 1 и 2 проводили 4.04.05, затем через 5–6 дней семьи обрабатывали повторно. При этом подопытную группу обрабатывали поочередно препаратами аскосан и унисан согласно разработанной методике.
В апреле провели учет состояния пчелиных семей и установили, что обработка аскосаном дала наилучший результат, а унисаном ухудшила состояние пчелиной семьи (табл. 1). Количество здорового расплода уменьшилось, а количество погибших личинок (мумий) увеличилось по сравнению с показателями других подопытных групп. Это можно объяснить повышением влажности в гнезде, что является благоприятным условием для развития гриба. Следовательно, в апреле, когда внешние условия неблагоприятны (низкая температура, ночные заморозки, высокая влажность воздуха), обработка жидкими препаратами типа унисан не дает положительного результата.
Следующую обработку семей проводили в мае с 1.05 по 15.05 через каждые 5 дней. Лекарственные препараты готовили в тех же пропорциях, что и при обработках в апреле (табл. 1).
Анализ полученных данных показывает, что лучший результат наблюдался в группе 2, которую лечили аскосаном. Затем значительно улучшилось состояние семей в группе 1, которая подвергалась комплексному лечению. Самый низкий результат был получен в подопытной группе 3. Однако по сравнению с контролем во всех подопытных группах наблюдалось значительное улучшение состояния пчелиных семей (по силе, количеству расплода), разница по всем показателям статистически достоверна. На средних рамках гнезда подопытных групп не было обнаружено погибших личинок, в группе 2 — и на крайних рамках.
Третий этап эксперимента в июне предполагал только фиксацию данных и наблюдение клинической картины (табл. 2).
Н.Д.МАШИНСКАЯ, О.Ю.ПОЛЯКОВА
Новосибирский государственный
педагогический университет