С наступлением сумерек помещаю на подкормочное зарешеченное отверстие двухлитровую банку с сиропом, в крышке которой просверлено около сорока отверстий диам. 1,5 мм. Вначале давал корм, по рекомендации наших ученых, не больше 8 кг сахара, но часто пчелы гибли к весне от голода. Постепенно увеличивал дозы и остановился на 15 кг сахара (для гнезда в 10 рамок), теперь подкормка весной требуется редко. (Кстати, финские пчеловоды дают по 18 кг сахара, а канадцы — до 22 кг!) Пытался делать зимний корм летом, скармливая пчелам сахарный сироп, но из этого ничего не вышло: при наличии малейшего поддерживающего медосбора пчелы его не берут!
Такая же ситуация может возникнуть во время осенней подкормки при зацветании сорняков на ближних полях – тогда пчелы прекращают выбирать сироп из кормушек. Приходится ждать прекращения естественного медосбора и возобновлять подкормку позднее. Выдав основную дозу сахарного сиропа, желательно давать его несколько дней по 0,2–0,3 л чтобы стимулировать запечатывание зимних запасов. После прекращения подкормки пчелы находятся на точке до похолодания, расходуя по 30–45 г корма в сутки на одну семью. При похолодании до 6°С и ниже они образуют у летка зимний клуб от нижних до верхних брусков рамок. Даже очень сильные семьи, которые не помещались во время сборки на зиму в одном корпусе и выкучивались в подкрышник, образовывали клуб диаметром 30–35 см, а бóльшая часть сотов оставалась свободной!
При устойчивом снижении температуры и прогнозировании дальнейшего похолодания заношу ульи в помещение. При этом под потолок по углам подкладываю четыре спички, что помогает удалению из гнезда углекислоты и влаги. В помещении ульи располагаю на стеллажах с небольшим наклоном днища в два этажа, полностью открываю леток. Перед постановкой в помещение и при выставке ульи взвешиваю, что дает возможность судить о благополучии зимовки и фактическом расходе корма. При этом средний суточный расход меда на одну семью составляет от 30 до 60 г. Так, во время зимовки 2004/05 г. температура была на 10–12°С выше средних значений, в январе она повышалась до 9°С. В результате в середине февраля в 70% семей матки начали откладывать яйца, средний расход корма составил 60 г, а максимальный — 100 г в сутки. По потреблению корма судят об оставшемся запасе, и семьи с повышенным расходом берут на особый контроль.
При толщине потолка около 7 мм можно определить начало появления расплода. Если поместить ладонь под утепление, ощущаются ярко выраженные участки с повышенной температурой. Термометр фиксировал температуру в пределах 20–27°С. По мере расходования корма клуб движется в горизонтальной плоскости вдоль рамок к задней стенке улья, и во второй половине зимовки он будет просматриваться через зарешеченное подкормочное отверстие в потолке. Семьи, в которых рано появился расплод, а также те, в которых его нет, беру на особый контроль. При появлении расплода резко возрастает расход корма, и зимних запасов может не хватить. Если на потолке перестало ощущаться тепло, значит, семья голодает. Ее можно спасти, дав подогретую рамку с медом.
Если температура в зимовнике повышается до 6°С и ожидается потепление, ульи выношу на точок. При этом убираю спички из-под потолка и сокращаю леток. То же самое делаю и в зимовнике в ульях, где появился расплод. Взятые на контроль семьи бегло осматриваю после выставки, не дожидаясь повышения температуры до 15°С. Осмотр остальных откладываю до наступления хорошей погоды. Ослабевшие и обезматоченные семьи объединяю. Для этого вместо потолка кладу сетку, а на нее – корпус с присоединяемыми пчелами, в котором закрываю леток, а в зарешеченном отверстии потолка сдвигаю полиэтилен так, чтобы образовалось отверстие сечением 5 см2. Через двое суток сетку убираю и закрываю отверстие в потолке. Семьи мирно объединяются, а при наступлении хорошей погоды комплектую компактное гнездо, убирая лишние рамки.
Если зимовка проведена грамотно, семьи выйдут из нее сильными, неизношенными, здоровыми и будут хорошо развиваться весной.
Л.Н.ЯНУШКЕВИЧ
Республика Беларусь