Жизнь, привычки, нравы и инстинкты общественных насекомых во всем многообразии их проявления с неизбежностью привели И.Халифмана к убеждению, что при очень существенных различиях невозможно не обнаружить у всех них те сложные надорганизменные биологические системы, которые обеспечивают их эволюцию и процветание. Придавая большое значение генетическим факторам, обусловливающим сложность, определенность и постоянство взаимоотношений всех членов многотысячного сообщества, И.Халифман обращает внимание читателей на важнейшую роль постоянного общесемейного обмена веществ, играющего едва ли не бульшую роль, чем их родственные связи. В подтверждение автор приводит множество фактов, заставляющих читателя убедиться в многообразии путей эволюции сложнейших биологических надорганизменных систем насекомых, их образа жизни, поведения и инстинктов.
Перечитывая произведения И.Халифмана или впервые знакомясь с ними, невольно задаешь себе вопрос: каким образом автору удалось собрать и обобщить тот огромный материал, который лежит в основании его книг? Необычайно высокая трудоспособность писателя не может быть единственным объяснением этих результатов. По-видимому, кроме таланта не меньшую роль в этом процессе играли блестящая память и способность обобщать и философски осмысливать сотни и тысячи разнообразнейших научных фактов. Можно с уверенностью утверждать, что до настоящего времени трудно назвать другие научно-популярные произведения, превосходящие по качеству и занимательности то, что вышло из-под пера И.Халифмана. Его книги могут быть поставлены рядом с книгами профессора Карла Фриша, которому посвящена повесть «Восхождение вглубь» (1978), освещающая жизненный путь Нобелевского лауреата, посвятившего свою жизнь изучению пчел.
В другой повести о жизни великого французского энтомолога Жана-Анри Фабра — «Долгий свет» (1978) И.Халифман рассказывает о плодотворной научной деятельности ученого и просветителя, пытавшегося разгадать тайну возникновения и эволюции инстинктов насекомых, явлений и по сей день не всегда понятных и до конца не разгаданных. Повесть о Ж.Фабре получила признание во Франции и члены общества «Друзья Фабра в Провансе» избрали И.Халифмана своим почетным президентом и наградили его, его жену и соавтора Е.Н.Васильеву памятными медалями.
В небольшой статье невозможно рассказать о всех интересных мыслях и обобщениях, пронизывающих книги И.Халифмана. Их надо читать! Хочется привлечь к ним внимание тех, кого интересуют не только жизнь и нравы насекомых, но и пути решения их сложнейших взаимоотношений с человеком. Возможно, тогда скорее исчезнут досада и недоумение, высказанные много лет тому назад Фабром: «В большинстве случаев насекомые мало подвластны человеку. Мы не всегда в состоянии уничтожить вредных или увеличить количество полезных. Странное дело! Человек прорезает материки, чтобы соединить два моря, просверливает Альпы, определяет вес Солнца и в то же время не может помешать крошечной тле-филоксере губить его виноградники... Титан побежден пигмеем?» Не эти ли проблемы преследуют нас и сейчас?
Книги И.Халифмана давно не переиздавались, хотя более многих других этого заслуживают. Ведь еще в течение долгих лет их содержание будет новым и свежим в лучах того «долгого света», который идет к нам от Фабра, Дарвина, Павлова, Фриша и других великих ученых-биологов.
По-видимому, не все смогут найти у друзей, знакомых или в библиотеках книги, о которых шла речь. И все же попытайтесь это сделать.
Пчелы. М., 1952 и 1963.
Отступившие в подземелье. М.: Детгиз, 1961.
Пароль скрещенных антенн (Пчелы. Муравьи, Термиты). М.: Детгиз, 1962.
Муравьи. 1963.
Шмели и термиты. М., 1972.
Долгий свет. Повести: Долгий свет; Восхождение вглубь; Сквозь толщу лет. В соавторстве с Е.Васильевой. М., 1978.
Четырехкрылые корсары. М., 1978. (Книга о жизни ос).
Сквозь толщу лет. Повести и очерки: Долгий свет; Восхождение вглубь; Венок пчеле; Новая басня о стрекозе и муравье; В двух шагах от Ашхабада; Сквозь толщу лет/ В соавторстве с Е.Васильевой. М., 1982.
Представляя вниманию читателей достаточно полную библиографию произведений И.Халифмана, следует отметить, что хотя некоторые из них вышли в издательстве «Детская литература», они рассчитаны на серьезного читателя любого возраста. Не этим ли объясняется популярность книг И.Халифмана, выдержавших не одну сотню изданий более чем на 40 языках мира?
В.А.ГУБИН