Его величество стандарт в цивилизованном мире почитается во всех областях человеческой деятельности. Любой конструктор свято чтит его, ибо это удешевляет продукцию, делает ее более удобной в обращении, позволяет применять высокопроизводительную технологию. Естественно, стандарт должен быть технически обоснованным и опираться на достижения науки. К сожалению, в нашем пчеловодстве стандарт не почитается ни пчеловодами, ни учеными. Для подтверждения этого проанализируем положение с многокорпусными ульями.
Л.Л.Лангстрот установил, что пчелы оставляют свободное пространство в ульях, среднее значение которого составляет 7,5 мм. Поэтому «дно магазина должно быть отделено промежутком в 7,5 мм от рамок с расплодом, размещенным в нижней части улья. Нижние края рамок находятся почти на одном уровне с нижними краями корпуса улья. В связи с этим «стенки улья делают примерно на 7,5 мм выше уровня рамок» — А.И.Рут.
Обратимся теперь к нашему многокорпусному улью по типовому проекту №808-5-1. В нем высота корпуса 250 мм, фальцы размером 18х5 мм. При этом получается, что при высоте рамки 230 мм расстояние между планками рамок по вертикали равно 15 мм, то есть вдвое больше рекомендованного!
Я изготовил по этим чертежам корпуса и в первый же сезон обнаружил, что это пространство пчелы застраивают сотами и рамки приходится буквально выдирать, то есть работать корпусами невозможно. Как результат такой нелепой ошибки появились жалобы на гибель пчел из-за невозможности перехода клуба в верхний корпус, различные проекты рамок с брусками треугольного сечения, облегчающие переход клубу зимой, новые «оригинальные», «комбинированные», «идеальные» со смещенными рамками ульи и тому подобная самодеятельность.
Указанная ошибка, видимо, произошла из-за некомпетентности авторов проекта. Об этом же говорит и другой дефект — узкорасположенные бруски под дном, из-за чего улей стал неустойчив и опрокидывается. Не годится и потолок, состоящий из дощечек: профессионалу некогда впустую их перебирать. Жалобы на этот улей печатались в журнале «Пчеловодство» с восьмидесятых годов, но до сих пор во всех изданиях публикуется этот же проект без изменений, то есть высота корпуса остается 250 мм.
Правда, в книгах И.Шабаршова указывается высота бесфальцевого корпуса — 240 мм, но и это много. В своих ульях над рамками оставляю 8 мм свободного пространства, а нижние планки находятся на уровне края корпуса. В результате этого расстояние между рамками по вертикали составляет 8 мм, и пчелы его почти не застраивают. Такое технологичное решение облегчает установку разделительной решетки, сплошной фанерной потолочины или горизонтальной перегородки при организации отводков. При зимовке в одном корпусе пчелы через верх рамок свободно переходят на соседние соты.
Воздав должное авторам проекта, не могу обойти стороной проделки и нашего брата-пчеловода (ж-л «Пчеловодство» №10, 2006). Не найдя ответ на элементарный вопрос о размерах рамок, он занялся изобретательством. Ограничившись только мифической проблемой зимовки и основываясь на «советах старого пчеловода», он предлагает свой сомнительный проект с полным игнорированием стандарта.
Предлагаемые рамки-малютки нестандартны, непригодны для зимовки в одном корпусе, требуют лишних затрат на изготовление, наващивание, при распечатке и откачке меда. И все это при полном отсутствии каких-либо положительных сторон такого решения! К автору не обратится ни один пчеловод с просьбой о продаже отводков, потому что ни у кого нет таких рамок и корпусов! Да и при зимовке в стандартных ульях можно создать «вертикаль высотой 400 мм» и больше при гораздо меньших затратах.
В отношении патентования таких «новаторских» творений хотелось бы сказать следующее. К сожалению, патентные архивы забиты подобными патентами так, что среди этой шелухи очень трудно выловить действительно ценное зерно. Патентоведы, не владея предметом, патентуют все, что чем-либо отличается от уже запатентованных изделий. Уже запатентовано более тысячи различных ульев, но только десятирамочный улей Лангстрота-Рута получил мировое признание. Так может и мы не будем изобретать свой велосипед и возьмем на вооружение этот улей?
Рамки нашего многокорпусника отличаются по размеру от рамок Лангстрота. Но именно под эти рамки выпускаются серийно профессиональная техника для распечатывания сотов и медогонки. При промышленном пчеловодстве очень большое значение имеет именно такое оборудование, которое позволяет пчеловоду обслуживать тысячи семей пчел.
Думаю, что в ближайшее время и наше сельское хозяйство проявит интерес к промышленному пчеловодству как к средству повышения урожайности сельхозкультур. Ведь во всем мире фермеры подписывают договоры с пчеловодами на размещение ульев на своих наделах и платят им по 115–150 долларов за каждый (Канада). Промышленность должна развернуть производство профессионального пчеловодного инвентаря. И в этом деле различные стандарты на ульи и рамки являются тормозом в развитии отрасли.
На мой взгляд, на этот вопрос надо обратить внимание уже сейчас заинтересованным конструкторским бюро заводов и НИИП. А владельцам многокорпусных ульев остается критически оценить их и при обнаружении указанных недостатков постараться от них избавиться. Я это осуществил, уменьшив высоту корпусов на 7 мм.
Л.Н.ЯНУШКЕВИЧ